Правительство Российской Федерации 5 марта 2015 г. распоряжением № 366-р утверждает план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий. Выделяются бюджетные средства.
25 июня 2015 г. в Московской городской Думе прошло заседание на тему: «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям». В мероприятии, помимо депутатов Мосгордумы, приняли участие члены Комитета Государственной Думы по образованию, представители Министерства образования и науки РФ, региональных комитетов по образованию и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, эксперты.
Министерство труда России утверждает профессиональные стандарты по рабочим профессиям.
Во всех документах красной нитью проходит забота о качестве подготовки рабочих кадров.
А будут ли рабочие кадры, в России отвечающие профессиональным стандартам через несколько лет?
В современных рыночных отношениях родилось новое значение сферы подготовки кадров. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" делит образование на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
То, что раньше называлось профессиональной подготовкой рабочих, теперь относится к профессиональному обучению (обучению рабочих, служащих) - виду образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.
Ранее вопросы рабочих кадров возникали, как правило, при решении задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением требований к качеству рабочих кадров.
В настоящее время приобретает действительно особую актуальность вопрос качества обучения рабочих кадров, так как система, где основной формой подготовки квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства являлись средние профессионально-технические училища (СПТУ), упразднена. Профессиональные колледжи и высшие учебные учреждения не успевают быстро реагировать на потребности рынка труда и не набирают группы учащихся для профессиональной обучения рабочих.
В то же время в стране в стране насчитываются тысячи учебных учреждений работающих в системе профессионального обучения рабочих. К ним относятся имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности: негосударственные и государственные образовательные учреждения, центры обучения, учебно-курсовые и учебно-производственные комбинаты, школы, в которых ведется профессиональная подготовка, переподготовка по рабочим профессиям.
В своей основе эти учебные учреждения, продолжая традиции еще советских учебно-курсовых комбинатов, дают хорошую базовую подготовку по профессии, хотя и преодолевая определенные трудности в подборе преподавателей, организации производственного обучения.
В целом реформирование системы образования, двигаясь в правильном направлении, дало толчок к развитию таких учебных центров.
Такие учебные центры, как наш, опираясь на Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292) и 273-ФЗ сейчас можем обучать (осуществлять образовательную деятельность) по любой профессии из Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513) соблюдая определенные требования. Это дает нам возможность быстро реагировать на потребности рынка труда. Разрабатываем новые программы, находим преподавателей, инструкторов производственного обучения, базы практики и технику, приобретаем тренажеры.
Но в сложившихся условиях, большое количество учебных учреждений ведет работу по принципу «как Бог на душу положит». Так называемое «быстрое реагирование на потребности рынка труда» сводится к тому, что качество обучения не гарантируется, не обеспечивается. Широким фронтом разворачивается торговля документами о профессиональном образовании и профессиональной подготовке. Так, например, в наш центр участились случаи обращения граждан, обучившихся в других учебных центрах, имеющих уже документы о квалификации с просьбой предоставить только практическое (производственное) обучение. В интернете, можно увидеть предложение купить документ практически по любой профессии или обучиться дистанционно (даже по таким профессиям как крановщик, электрогазосварщик, где без практики просто нельзя освоить профессию) или же в сроки, за которые невозможно освоит даже азы профессии.
Конечно, в большинстве своем заказчики (физические и юридические лица) идут не за «корочками», а за освоением профессией. Но рабочий с купленным документом представляет серьезную опасность на производстве, а если он еще попадет на опасный производственный объект (в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты), то жди аварию и несчастный случай. К чему такие аварии приводят, мы все хорошо знаем.
Достаточно посмотреть статистику по аварийности и травматизму со смертельным исходом на опасных производственных объектах за 2014 год стран - участниц МСПБ, что бы увидеть риски связанные с эксплуатацией ОПО. Большинство таких аварий связано с действиями персонала, его подготовкой, или взять только по информацию Енисейского управления Ростехнадзора за 2014 год
Любой производственник, скажет, что реально аварий и несчастных случаев гораздо больше, просто скрываются.
Последней каплей стало принятие Ростехнадзором решений в области подготовки рабочих кадров.
В России защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность. Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор.
Приказами № 251 от 30 июня 2015 года и № 323 от 19 августа 2015 года «О внесении изменений в «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. №37» Ростехнадзор отменил приказ от 29 декабря 2006 г. N 1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору .
Двумя этими документами Ростехнадзор полностью устранился от участия в организации обучения рабочих, которые впоследствии могут работать или обязательно будут работать на опасных производственных объектах.
До подписания №251и №323 приказов
|
После подписания №251и №323 приказов
|
Образовательная организация профессионального образования обязана
согласовывать с органами
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(приказ N 1154 от 29 декабря 2006
г.) все программы подготовки, переподготовки
рабочих из Перечня основных профессий
рабочих промышленных производств (объектов) в части объема, содержания, продолжительности
обучения.
|
Образовательная организация
вправе изменять объем, содержание, сроки профессиональной подготовки рабочих. Таким образом, формально
профессию машинист крана
(крановщик), взрывник и т.п. можно получить за 1-2 дня.
|
Содержанием программы
профессионального обучения в обязательном порядке предусматривалось
теоретическое и производственное обучение. Индивидуальная теоретическая
подготовка вновь принятых рабочих основных профессий не допускалась.
Теоретическое и производственное обучение осуществлялось только в учебной
группе.
|
Сейчас разрешенные дистанционные
и индивидуальные формы обучения без производственной практики,
предлагаемые и продаваемые через Интернет, не обеспечивают качественную
профессиональную подготовку специалиста.
Представляете этого крановщика,
который дистанционно овладел профессией?
|
По окончании обучения
проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических
навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола
квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия),
разряд и выдается свидетельство. Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим
в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте,
кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим
работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя
организации, проводящей обучение. В
состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители
территориального органа Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору. В состав квалификационной
комиссии не включаются лица, проводившие обучение.
|
Теперь инспектора
Ростехнадзора в состав
квалификационной комиссии не
включаются.
Я понимаю, что
политика государства такова, что вся
ответственность перекладывается на работодателя – именно он проводит
проверку знаний и допускает приказом к самостоятельной работе, но проверка
знаний проводится лишь в объеме производственной инструкции, а оценка
квалификационных знаний в проверку не входит.
|
Профессиональное
обучение рабочих проводилось преподавателями, мастерами производственного
обучения, для которых работа в организации, осуществляющей профессиональное
обучение рабочих, является основной.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны иметь
соответствующее образование и практический
опыт работы, пройти аттестацию
в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации
специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, в
соответствии со специализацией (преподаваемым предметом).
|
Сейчас, любой сапожник
может готовить по любой профессии – знаю учебный центр, где
электрогазосварщиков готовит агроном, причем практику по сварке ребята там
ищут сами.
|
Сейчас к автошколам предъявляются достаточно жесткие требования в части подготовки водителей транспортных средств, и это совершенно правильно. Но управление автомобилем не более опасно, чем работа с оборудованием, которое используется на опасных производственных объектах. Требования к подготовке стропальщиков, крановщиков, плавильщиков, взрывников и т.п. должны быть соответствующими!
В настоящее время опасные производственные объекты низкой опасности (IV класс опасности) не подлежат плановым проверкам. Как пример, к IV классу опасности относятся краны и другие подъемные сооружения (ПС). В условиях экономического спада многие предприятия не будут обеспечивать ПС в безопасном работоспособном состоянии и вкладывать средства в качественное обучение персонала. К работе будут допущены (и уже допускаются) необученные или плохо обученные рабочие.
Заместитель директора Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования "Уральский центр подготовки кадров" Сергей Семенович Скворцов
|