Банки должны изменить отношение к частным клиентам, иначе им придется освободить место на рынке более мобильным и предприимчивым организациям. Эту актуальную проблему обсудили на конференции "Деньги будущего" прогрессивные российские и зарубежные банкиры. Основной темой выступлений была мысль о том, что если банки не изменятся, если они не сформируют особое отношение со своими клиентами, то их место займут другие структуры – более гибкие, более мобильные, более удобные для нас, пользователей. Знаете ли вы, что мобильным телефоном владеют 80% современных людей, а банковский счет есть только у 15%? Кроме того, по статистике, современный человек каждые шесть минут смотрит на экран своего телефона, а более 80% выходов в социальные сети происходит именно с мобильных устройств. Выбросите свою пластиковую карточку! Главными модераторами секции «Банк 2.0» выступили, гендиректор компании «Регламент» Антон Арнаутов и основатель Senteo Майкл Ракмэн. Вектор разговора задал автор книги «Bank 2.0» Бретт Кинг, с которым участники конференции пообщались посредством видеосвязи. Кинг начал с анализа того, как изменилось потребительское поведение за последние пять-семь лет. Оно продолжает меняться в связи с развитием интернет-технологий. Бретт Кинг также говорил о неизбежном росте влияния социальных сетей на доверие к брендам и об изменениях в скорости принятия решений потребителями. Все эти процессы в совокупности приведут, по его мнению, к завершению эпохи традиционного банкинга: «Уже сегодня со всей уверенностью могу утверждать, что в ближайшие годы привычные всем нам пластиковые карты станут предметом коллекционирования для любителей старины». В унисон Бретту Кингу высказался и Майкл Ракмэн, который считает, что мобильный телефон заменит кошелек и кредитные карты: «Во главу угла мы ставим взаимоотношения банка и клиента, расширяя возможности пользователя при помощи так популярного сегодня мобильного банкинга – я имею в виду использование мобильного телефона для бесконтактных платежей при помощи стандарта Near Field Communication, NFC. На первом этапе наши клиенты могут воспользоваться услугами только при помощи телефонов на базе Android с технологией NFC, впоследствии планируется подключить телефоны на других платформах». На секции «Банк 2.0» выступили представители нескольких банков. Вот основные идеи их сообщений. Алгирдас Шакманас, директор розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка: «Если вы пригласите двадцать друзей из Facebook, мы добавим вам двадцать базовых пунктов, и вы получите возможность бесплатно осуществлять электронные платежи». Борис Дьяконов, первый заместитель председателя правления Банк24.ру: «Банки –как лечебницы. О них вспоминаешь только в момент возникновения необходимости. Но без них не обойтись. Мы попытались создать такую сеть банков, в которую нашим клиентам приятно приходить». Виктор Достов, председатель совета Ассоциации«Электронные Деньги»: «В своей истории деньги как инструмент прошли долгий путь совершенствования до того узнаваемого вида, который всем нам привычен. Сегодня они на пике своего развития и это еще не предел». Ян ван Ваверен, директор по маркетингу ABN Amro Bank: «Банки сегодня переживают период трансформации. Большая часть транзакций сегодня перешла в сферу мобильных платежей. Мы считаем, что ставки надо делать на молодое поколение, которое совершает покупки через виртуальную сеть». Сергей Радченков, председатель правления Банка «Связной»: «Два года назад мы запустили банковскую карту «Связного» Сегодня у нас свыше трех тысяч точек продаж и более полутора миллионов посещений. Это наглядное подтверждение актуальности мобильного банкинга». Маттиас Кроенер, главный исполнительный директор банка Fidor Bank AG: «Мобильный банкинг задает сегодня моду в банковской сфере, и мы все хорошо понимаем, что за ним будущее по всей Германии». Наталья Столповских, председатель правления банка «Пойдем!»: «Популярность и неподдельный интерес в мобильному банкингу вполне объяснима и в России. Все хорошо осознают, что банк в современном его понимании обещает полный отказ не только от «бумажных технологий», но и от пластиковых карт. Это существенно облегчает жизнь». Как люди могут найти деньги? Другая секция конференции была посвещена. Здесь выступали создатели интернет – краудинвестинговых площадок и старатеперы, получившие необходимые средства на реализацию своих проектов. Ключевыми темами для обсуждения стали такие инновационные инструменты, как краудсорсинг и краудфандинг. Речь шла о площадках, с помощью которых, с одной стороны, авторы интересных идей могут найти деньги, с другой, – желающие вложить деньги, могут подобрать перспективные для инвестирования проекты. Конечно, подобный вид финансирования вряд ли заинтересует крупный бизнес, но он может быть интересен стартапам, музыкальным, общественным или благотворительным проектам. Российский пример такого финансирования – проект RosPil.info. Одной из подобных площадок, презентованной в рамках конференции, является проект SmartMarket.net. Его организаторы используют совершенно новый подход, при котором проекты финансируются обычными людьми, которых зацепила идея, и они готовы поддержать ее за небольшую долю в бизнесе, либо за возможность первыми получить продукт или услугу. Перспективы развития данной услуги в России огромны, уверены представители SmartMarket. За полтора месяца работы проекта владельцы получили около 80 идей с запросами на привлечение финансовых ресурсов. О собственных проектах и разработках рассказали спикеры, среди которых:, основатель российской краудсорсинговой платформы Citycelebrity Константин Гаранин, сооснователь проекта Ostrich Pillow Кей Портилла, совладельцы и создатели проекта Fondomat Джо Уэйкфорд и Конрад Уоттс, совладелец С-crowd Филипп Штейнберг. "Сначала сотрудники, потом клиенты, и только после них – акционеры!" Завершающим аккордом конференции стал публичный диалог живой легенды – Ричарда Брэнсона и президента финансовой группы «Лайф» Сергея Леонтьева. Модератором этой части конференции выступил журналист Владимир Познер. Владимир Познер: Как вы нанимаете людей с предпринимательским духом? Как научить сотрудников стать предпринимателями? Ричард Брэнсон: Лучший способ – просто сделать это! Если вы можете предложить что-то лучше – пожалуйста. Я не знаю другого способа. Ну, и конечно, мы стараемся, чтобы люди получали удовольствие от работы в наших компаниях. Сергей Леонтьев: Я думаю, что ситуация на рынке сейчас сильно изменилась. Чтобы добиться успеха, нужно ли «давить» всех ценой или что-то совершенно отличное от других. Насколько важна сила бренда? Определяет ли бренд успех компании на рынке? Ричард Брэнсон: Ваш бренд – это ваша репутация. Если вы имеете хорошую репутацию, то Вы имеете отличный бренд. Под брендом Virgin работает более 300 компаний и ни одна не должна запятнать репутацию. Бренд позволяет выйти на любой рынок и завоевать его. Об этом говорит, например, наш опыт в банковском секторе). Мы работаем в банкинге, и я считаю, что это чрезвычайно увлекательная история. Мы проинвестировали компанию Square около года назад, после чего ее капитализация выросла до $2 млрд. Мы рады, что стали инвесторами этой компании и всегда стремимся инвестировать туда, где бренд Virgin может создавать добавленную стоимость. В.П: Как изменятся отношения пользователя и банка под влиянием таких каналов связи как интернет, мобильная связь? Р.Б.: Безусловно, банки выживут. Но они должны очень быстро осваивать новые технологии. Только у 15% людей есть банковские счета, но в то же время 80% населения пользуется мобильными телефонами. 50% транзакций совершается через мобильные телефоны, в том числе даже в Африке. Новые технологии наступают, и бороться с их угрозой возможно только таким способом, чтобы клиент не захотел вас покидать. Это можно сделать, привлекая людей, которые верят вам. Чтобы вы имели возможность реально продвигать ценности компании, сотрудники должны себя отождествлять с вашим бизнесом. Компания – это общность людей, и здесь важна роль человека, который способен вести за собой команду, вдохновлять и мотивировать.Наша стратегия во всех каналах – добиться персонификации, личного взаимодействия с потребителем. Причем, можно достичь этого даже без того, чтобы человек приходил в отделение банка. С ним надо контактировать лицом к лицу, путь даже через интернет или мобильный банкинг. Важно, чтобы у бизнеса и потребителя были человеческие отношения. В.П.: В России долгое время было презрительное отношение к деньгам. Сейчас все изменилось – люди хотят зарабатывать больше, все измеряется деньгами. А вы говорите о гордости за компанию, за бренд. Как сделать так, чтобы сотрудники испытывали гордость за достижения компании? Р. Б: Сотрудники – самое важное в бизнесе. Только потом идут клиенты, а после них – акционеры. Для меня люди – приоритет, и мне жаль, что многие компании этого не понимают. Как сделать так, чтобы люди гордились работой в компании, и она приносила им радость? Сотрудники должны обладать свободой – они должны сами принимать решения. Часто многие идеи, которые они высказывают, не интересны топ-менеджменту или не доходят до руководства. Быть человеком, который умеет слушать – очень важно для руководителя компании. Каждый человек стремиться обеспечить себя и свою семью приличным жильем, обустроить быт, обучить своих детей. Так и в компании, каждый человек должен стать «улучшателем». А каждая компания должна стремиться улучшить этот мир. Чем крупнее компания, тем больше добра вы должны внести в мир. Вопрос из зала: Как поддерживать хорошее настроение у 50 тысяч сотрудников одновременно? Р.Б: Принцип управления такой – мы разделяем компании на небольшие подразделения, не позволяем ей превратиться в крупную струтуру. Мы стараемся, чтобы не возникала масса, чтобы у бизнес-единиц был небольшой масштаб. При этом их объединяет зонтичный бренд.
|