Спор с начальником - всегда испытание для психики. Причём скорее для вас, чем для начальника. Потому что одно дело, если споришь с равным себе и тем более с тем, кто ниже тебя в иерархической лестнице, а совершенно другое — это спорить с начальником. Какие секреты успешного спора с начальником?
Для начала определим критерий успеха. Под успехом понимаем тот факт, что вы пришли к единому мнению и единому видению того, что было предметом спора, и это результат не соглашательства и плохого компромисса, который ни к чему хорошему не приведёт, а решение, в которое и вы, и ваш начальник верят, что оно действительно лучшее. Это по-настоящему успех.
1. Выбирайте себе правильного начальникаТо есть выбирайте себе в начальники человека, который уважает чужое мнение, готов слушать и слышать. С людьми, которые не слышат и — что ещё хуже — вообще не любят, когда им возражают, спорить бессмысленно.
2. Спорьте по предмету, который вы знаете лучше своего начальникаЧем более глубоко и содержательно вы разбираетесь в обсуждаемом вопросе, тем больше шансов убедить начальника в своей правоте или тем более вероятно прийти к правильному решению. В споре с начальником при прочих равных вы всегда в проигрыше, потому что он начальник. Поэтому ваше более
глубокое знание предмета просто необходимо — вам, собственно, за это деньги и платят.
3. Не соглашайтесь, если не согласныОчень непросто сказать «Нет, я не согласен» своему начальнику (более правильно будет «Я не совсем согласен», но значение того, что вы хотели сказать, от этого не меняется), но за это вас и держат. Иначе зачем вы вообще нужны на своём месте, если вы сразу на всё согласны. Но если не согласны — надо чётко аргументировать и излагать свою позицию. Не ведитесь на очень уверенный тон, которым начальник излагает свои аргументы, не факт, что они правильные, даже если он очень уверенно об этом говорит. У них работа такая — говорить уверенным тоном. Они ведь начальники. В общем, не соглашайтесь, если аргументы присутствуют и имеют смысл, — заслужите большее уважение у начальника и у коллег, которые присутствуют при вашем споре.
4. Слушайте начальника и пытайтесь понять его аргументы и мотивы в спореВажно в споре не просто убедить начальника, что он не прав, и настоять на своём — важно выработать правильное решение. И здесь, даже глубже разбираясь в предмете и имея свою аргументацию, вы должны быть готовы принять аргументы и скорректировать ваше видение решения. Потому что у начальника может быть своё мнение и он на самом деле может быть прав или по крайней мере частично прав.
5. Выдавайте вашу идею и позицию за его, начальникаНе так прямолинейно, но, как правило, в позициях много схожего и идеи после небольшой модификации могут внешне отличаться, но по сути быть теми же. Начальники любят, когда с их идеями соглашаются. Поэтому модифицируйте вашу идею и позицию в споре в систему координат начальника, скрестите его идею со своей при безусловном доминировании вашей идеи — и подайте это начальнику как его же идею. Но это высший пилотаж, доступный немногим и только после серьёзной тренировки.
6. Избегайте жёстких и однозначных высказыванийИзбегайте фраз типа «Вы не правы», «Вы заблуждаетесь», «Это ошибочное мнение» (это про мнение начальника). Особенно если вы спорите с начальником в присутствии других людей. Начальники — тонко чувствующие проявление неуважения к себе натуры. В такой ситуации вы получите агрессивный отпор любым вашим аргументам, спор быстро перейдёт в личную плоскость и ничем хорошим не закончится. Начальник будет считать своим долгом всё расставить по своим местам и показать, где ваше место. При этом он это может сделать очень красиво и виртуозно. А соревноваться в этом — если ситуация развернулась в эту сторону — ну уж точно неэффективно. При любом исходе проиграете вы. Он же начальник — у него в этом большой опыт, и он начальник.
7. Для перфекционистов и самых рискованных спорщиковВ конце спора проговорите то, о чём договорились. Понимаю, что вы измотаны спором и всё кажется всем понятно, о чём договорились. Но надо сказать, что понимание с начальником итогов может быть разным. И в будущем, как вы понимаете, интерпретация итогов спора будет осуществляться начальником, а не вами. Поэтому как вам ни тяжело — проговорите чётко, о чём в конечном итоге договорились. Иначе все предыдущие усилия могут быть напрасны.
Спорьте с удовольствием и с результатом. Ведь именно в спорах рождается истина.
По материалам
The Village