Наверное, вы не раз за свою карьеру становились свидетелем того, как кто-то быстро взбирается по карьерной лестнице, а кому-то на это нужны годы упорной работы. Так почему одни становятся начальниками, а другие нет?
Причины, которые мешают человеку стать руководителям, можно условно поделить на внешние и внутренние.
Первые относятся скорее не к самому человеку, а к компании, в которой он работает. Согласно многочисленным опросам, в России меньше половины работодателей выращивают руководителей внутри, гораздо чаще нанимают управленцев со стороны. Поэтому стоит понаблюдать, какая практика принята у вас. Проанализировать кого и почему повышали, какими качествами обладают эти люди, как развивается их карьера. Возможно, в вашей компании не так много сотрудников, и четко видны границы развития. Ведь если вас повысят, то кто-то должен уйти.
Бывают и другие ситуации, связанные с требованиям к навыкам. Например, начальником делают того,
кто хорошо владеет английским, имеет 10-летний опыт работы, да еще и мужского пола. Случается, что при отсутствии какой-то из составляющих, вас не повысят.
Если вы хотите
занять руководящую позицию, но в вашей компании сделать это не получается, то возможно попробовать найти другое место. Или хотя бы в качестве тренировки походить на собеседования туда, куда вас могут взять на должность управленца. Только не стоит преувеличивать в резюме, можно переписать его так, чтобы доказать, что вы способны выполнять такую работу. Даже если вам откажут, то интервью станут хорошей тренировкой.
Ответственный подходГораздо интереснее разбираться с причинами личного характера, которые мешают подняться по карьерной лестнице. Кстати, быть лидером и быть руководителем разные вещи, не всегда две ипостаси сочетаются в одном человеке. Одна из самых частых причин остановки в развитии по вертикали – отсутствие инициативности и умения брать на себя ответственность за общее дело. Если вы к работе относитесь как к ежедневной рутине, пусть и делаете ее хорошо, вряд ли это приведет к успеху. Нужно показывать больше и предлагать идеи, которые можно использовать на благо компании. Важно не только что-то предложить, но и суметь воплотить это в жизнь, убедив в необходимости окружающих. И конечно же, отвечать за результат как в случае успеха, так и неудачи.
Если вы способны самостоятельно решать проблемы, вместо того, чтобы бежать за помощью к начальству – это будет оценено по достоинству. Кроме того, налаженные связи внутри компании сослужат вам хорошую службу. В случае чего вы всегда будете знать у кого, что спросить.
Если вы не очень уверены в своих силах сейчас, то не обязательно предлагать грандиозные и заведомо неосуществимые идеи, можно попробовать идти к цели маленькими шагами, постепенно отрабатывая навыки управления, заодно и проверите, нравится ли вам отвечать не только за свой фронт работ, но и за общее дело. Ведь быть руководителем – не значит сидеть в уютном кресле и раздавать указания, нужно уметь показывать результат и создавать комфортный микроклимат.
Психология общенияХорошее умение – слушать других, но при этом иметь свое мнение и принимать решения самостоятельно. Отсутствие этого качества вредит многим начинающим руководителям. Они всё делают в одиночку, не слушая мнения подчиненных. А оно может быть очень ценно, наверняка, есть области, в которых вы плохо осведомлены, а коллеги знают больше вас и могут подсказать решение проблемы.
Помимо этого, важно уметь поддерживать оптимальную для работы атмосферу. И понимать, как общаться с самыми разными людьми. Ведь если одного мотивирует повышение заработной платы, то другого - новые задачи или возможность работать из дома, а кого-то просто добрый душевный разговор. Нужно быть немного психологом и не бояться тратить рабочее время на изучение людей.
Стратегия и довериеСтратегическое мышление – тоже отличная штука. Заниматься не только текучкой, но и планировать, видеть горизонт, мотивировать сотрудников, ставить интересные задачи. Кстати, очень часто многие начальники грешат микроменеджментом, просят согласовывать каждый шаг, меняют свое мнение относительно чего-то несколько раз, а в конце и вовсе берутся переделывать всё за сотрудника. Это страшный сон любого подчиненного. Поэтому только дзен, только доверие и уважение к себе и к окружающим.
Главное, чтобы сотрудник знал, что всегда сможет обратиться к вам за помощью или советом.
Прямая спина и естественностьУверенность в себе и своих силах – краеугольный камень любой успешной карьеры. У вас может быть какая угодно внешность, манера вести себя и образ мыслей, но важно четко понимать, чего вы хотите здесь и сейчас, что вы можете дать этому месту. Как говорить с самыми разными аудиториями, как доходчиво объяснить свою позицию, как поддержать беседу или диспут – эти навыки помогут вам выбиться в начальники. Уверенный голос, ровная спина и прямой взгляд в глаза – тоже добавят вам плюсов. Конечно, есть самые разные начальники - те, кто не смотрит в глаза, не умеет общаться с аудиторией, но, как правило, они остаются в тени.
Екатерина Горяная, консультант по поиску и подбору персонала среднего и высшего звена, Wyser Russia: "Карьерный рост – очень важная тема, особенно когда в период кризиса кандидаты задумываются о смене текущего места работы. В моей практике много примеров, когда человек вырастает с линейной должности до позиции руководителя или директора. Также я часто встречаю ситуацию, в которой новички значительно вырастают по карьерной лестнице за довольно короткий срок. Нельзя однозначно сказать, по каким причинам это происходит, здесь нужно учитывать и особенности компании, организационную структуру, насколько она крупная, а также корпоративную культуру и, безусловно, индивидуальные особенности человека, его стремления и желания.
Часто на рынке труда у кандидатов уже есть сложившееся мнение о том, в какой компании проще добиться повышения. Приведу пример из практики. Недавно я проводила интервью с кандидатом из компании ВТБ24, который проработал там 10 лет. Придя в компанию простым ассистентом менеджера по продажам, он вырос до директора международного департамента по развитию ключевых клиентов. Спустя пару недель я интервьюировала другого кандидата, который пришел в эту же компанию и за два года работы вырос до директора по продажам. Оценивая этих двух кандидатов, я могу отметить, что, конечно, они сильно отличаются по персональным качествам. Первый кандидат был более мягкий, лояльный, ответственный. Второй же кандидат был более настойчивым, напористым, более современным. В любом случае этот вопрос очень глубокий и каждая ситуация требует детального рассмотрения".
Антон Краснобабцев, тренер-консультант, управляющий партнер KEY SOLUTIONS: "Ключевой фактор карьерного роста - это способность работника выходить за пределы своей «зоны комфорта»: ставить перед собой цели на «вырост», браться за новые задачи, прикладывать к этому усилия, даже когда шансы не очень велики.
Пожалуй, это главное - ведь дорогу осилит идущий. Многие люди даже не прикладывают усилия к карьерному росту, искренне считая это бесперспективным занятием, не веря в свои силы.
Другой важный момент - барьер мышления. Работа руководителя требует иной модели мышления, чем работа специалиста. Многие профессионалы привыкли концентрироваться на мелочах, быть перфекционистами, и им очень сложно доверять подчиненным самостоятельную работу, а тем более - делегировать собственные рутинные функции. И это становится барьером дальнейшего роста, человек останавливается на уровне линейного руководителя.
Помню, как стал свидетелем разговора вице-президента крупного банка с руководителем отдела обучения - это был ультиматум: «либо вы прекращаете вести тренинги самостоятельно и занимаетесь управлением, либо вы будете тренером, а руководителя отдела обучения мы найдем другого».
НадёжностьЕще один фактор - надежность в глазах более высокого руководства. Выбор сотрудника для повышения - это всегда вопрос доверия, и кому-то доверить подразделение психологически легко, а кому-то такую ответственность вышестоящий руководитель никогда не решится доверить. Имидж надежности и ответственности формируется за счет такого поведения:
- Работник не сваливает вину за неудачи на других людей и обстоятельства, а вместо этого принимает ответственность на себя и уверенно берется за исправление ситуации.
- Работник не «грузит» руководство ненужными деталями, не жалуется, а приходит с готовыми решениями.
- Работник показывает стабильно высокие результаты деятельности, самостоятельно справляясь со своей работой.
- Работник легко принимает делегированные ему задачи, разбираясь в них самостоятельно и выдавая качественный результат.
- Конструктивно ведет себя в сложных конфликтных ситуациях, заботясь об интересах компании.
Для руководителя это сигнал того, что на человека можно положиться.
По материалам
RJob (автор - Наталья Гурова)