
Наблюдениями делится Юлия Дудка, руководитель службы персонала компании «Что делать Консалт».
Природа запретовЗапрет – это своего рода инструмент контроля и управления, который используют взрослые, чтобы направлять детей в нужное им русло. В большинстве случаев это делается из благих намерений: обезопасить, минимизировать негативный опыт, оградить ребёнка от совершения серьёзных ошибок.
Я за строгие запреты в тех случаях, если есть риск получить серьёзный физический вред, например, не переходить дорогу на красный свет, не прыгать с крыши дома и т. д. В остальном согласна с психологами, которые говорят, что запреты должны быть гибкими, и родителям следует предоставлять ребёнку какую-либо альтернативу сплошным «нельзя»: что-то можно иногда, что-то в исключительных случаях или при определённых условиях. Например, бегать по лужам можно, но только в резиновых сапогах.
Важно, как именно сформулирован и озвучен запрет – доносится ли он в игровой и гибкой или в повелительной форме, также имеет большое значение, есть ли объяснение почему «нельзя», но самое главное и значимое с точки зрения негативных последствий – насколько серьёзное наказание следует за нарушение. Ребёнку надо давать ошибаться (опять же не в катастрофических масштабах), ведь он познаёт мир, узнаёт себя и свои возможности: могу ли я стоять на голове, залезть на дерево, а что будет, если я прыгну в лужу. Это абсолютно нормально и даже необходимо. А строгие запреты и серьёзные наказания приводят к внутренним конфликтам между естественным стремлением к первым «открытиям» в жизни и необходимостью слушаться родителей. И, как следствие, в будущем у ребёнка может возникнуть чувство страха следовать своим желаниям, быть самим собой и готовность делать исключительно то, что говорят.
Последствия запретовНа этом фоне формируются качества, которые могут помешать
успешному карьерному и профессиональному развитию: безынициативность, нерешительность, нежелание рисковать и находить пути решения сложных ситуаций.
В принципе, для определённых должностей это совсем не плохо, а на некоторых участках работы, требующих от сотрудников чётко регламентированных действий, даже приветствуется. Такие люди, как правило, склонны к перфекционизму, сверхтребовательны к себе и строго следуют заданным критериям. В нашей компании с таким набором качеств вполне успешно работают линейные сотрудники, занимающиеся сопровождением клиентов в части обновления системы, сопровождения договоров и пр.
Трудности начинаются, если такой человек оказывается на позиции руководителя. Дело в том, что стремление к идеальности и достижению высоких стандартов может быстро перейти в чрезмерную жёсткость в управлении. Также, по примеру родителей, такие руководители иногда доходят не просто до микроменеджмента, а до навязчивого всепоглощающего контроля, находят массу всяких «не», перенесённых из детства: так нельзя, так никто не делает, а ведь управленец должен обладать очень высокой вариативностью, открытым и гибким мышлением. Особенно сейчас, в эпоху стремительного развития, лидеру очень часто необходимо принимать рискованные решения, пробовать, ошибаться, быстро исправлять последствия и делать снова.
Руководитель должен быть открыт новым технологиям, новому опыту, изменениям, перестройкам, а человек, имеющий подсознательные запреты, будет попросту этого бояться, искать поводы для отсрочки или просто бездействовать. Такой руководитель, скорее всего, не сможет вести команду за собой и вперёд, а, более того, может её ещё и тормозить.
Как преодолеть?Прежде всего, преодоление детских запретов – это глубинная работа над собой. Любой человек, так или иначе, постоянно анализирует свой опыт, и старается двигаться дальше по жизни с учётом своих наблюдений и выводов. Если он увидит цепь определённых событий, негативно сказывающихся на развитии и движении, то, вероятно, сможет найти причину проблем и попытается проработать и исправить ситуацию.
Однако если причина «спрятана» глубоко в подсознании, самостоятельно будет очень трудно найти её и устранить. В этом случае лучше обращаться к психотерапевту, который сможет помочь профессионально. И к такому шагу нужно быть действительно готовым, так как, если проблема глубокая, то процесс работы с ней может быть очень непростым и болезненным.
Достаточно много людей, которые не готовы предпринимать такие серьёзные меры по устранению проблем и предпочитают уживаться со своими внутренними конфликтами, подавлять и сдерживать свои эмоции, но это, к сожалению, рано или поздно приводит к нервным и эмоциональным потрясениям, которые могут спровоцировать ещё более серьёзные сложности как на работе, так и в личной жизни.
Чтобы научиться преодолевать детские запреты, нужно научиться быть взрослым – осознавать, что сейчас уже «можно» многое из того, что было «нельзя» в детстве, стремиться управлять собой и собственной жизнью. Советовать – просто, осуществить – далеко не всегда просто, но, главное, возможно. Сейчас есть большое количество информации, которая может помочь, множество программ по личностному росту и развитию, огромное количество книг. Не буду давать конкретных советов, так как каждый случай сугубо индивидуальный, скажу только, что вселенная обязательно приведёт к решению, если у вас в голове и в душе сформирован конкретный запрос.
По материалам
HR-Portal