Курсы
MBA
Компании
Гранты на обучение
Вузы
Повысь зарплату
Вход на сайт
Напомнить
Запомнить меня
Пользовательское соглашение
Публикации и новости
Анонсы и релизы
(0)
Бесплатные видеокурсы
(
77
)
Статьи
(0)
Новости
(0)
Победители конкурса грантов
(0)
СМИ
/
Бесплатные видеокурсы
/
Науки: Гуманитарные
/
Бесплатные видеолекции: Общая философия
Специалист по кадрам
Дистанционно
Бесплатные видеолекции: Общая философия
ИНТУИТ
/
Все публикации компании
Автор: Вячеслав Моисеев
Курс по философии для вузов, включающий разделы общей философии – онтологию, гносеологию и аксиологию. Ставится задача заложить основы новой системы построения вузовского курса по философии, опираясь на идеи интегральной философии. Одновременно курс согласован с требованиями нового федерального стандарта по философии.
Опираясь на основные требования федерального образовательного стандарта к вузовскому курсу философии, делается попытка заложить основы нового систематического курса по философии, исходя из идей и принципов интегральной философии. Рассматриваются основные разделы философского знания – онтология, гносеология и аксиология. В представлении всех указанных тем проводится линия на интеграцию различных более частных философских направлений – материализма и идеализма, детерминизма и индетерминизма, холизма и редукционизма и т.д. В основание новой системы построения философского знания кладется интегративная модель реальности (т.н. "субъектные онтологии"), в рамках которой внешний и внутренний мир рассматриваются как рядоположенные онтологические регионы в рамках единого онтологического пространства.
Продолжительность (10 видео): 14 ч 02 мин
Лекция 1 Понятие о философии. Структура философского знания
Рассматривается феномен философского знания, история его возникновения, связь философии и мировоззрения. Далее дается краткая характеристика основных разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, логики. Исследуются основные проблемы философии, в связи с указанными разделами, даются примеры различных философских направлений.
Лекция 2 Проблема бытия
Исследуются основные смыслы категории бытия в смысловых оппозициях – "бытие - небытие", "бытие - сознание", "бытие - атрибут". Рассматриваются категории "внутреннего" и "внешнего", "пространства" и "времени". Дается базовая схема интегральной онтологической модели – модели "субъектных онтологий".
Лекция 3 Развитие и эволюция
Рассматриваются категории времени и развития. Время интерпретируется как рост пространства. Исследуются примеры внешнего и внутреннего развития, описываются идеи холизма и редукционизма, определяются понятия "холона" и "холархии", уровней организации бытия, категории целого как случая сверхаддитивного суммирования элементов. С понятием развития соотносится понятие "эволюции" - как процесса реализации развития с возможными факторами отклонения от идеальной схемы развития. Рассматриваются законы диалектики как законы развития и эволюции. В конце лекции упоминаются современные теории и модели развития (
теория систем
, теория симметрии, синергетика), дается краткое изложение идей теории эволюции в современной биологии.
Лекция 4 Проблема человека: от природы к обществу и культуре
Для прояснения феномена человека исследуются онтологические определения основных земных форм жизни – растительной, животной и человеческой. Выдвигаются гипотезы различия этих типов жизни в первую очередь по типам организации внутренних миров. Для растительного типа жизни предполагается отсутствие дифференцированных изображений в их внутренних мирах, в связи с чем вводится понятие коллективного субъекта, руководящего активностями индивидуальных растительных организмов. Для животного типа жизни предполагается наличие конечных изображений во внутренних мирах и сохраняющееся подчинение коллективным субъектным инстанциям. Человеческий тип жизни ("человеко-бытие") характеризуется возникновением бесконечных изображений во внутренних мирах (общие понятия, идеи, самосознание и т.д.) и обретением свободы от водительства коллективных субъектов. Мир человека далее характеризуется через понятия культуры и социума, которые трактуются как новый тип коллективной субъектности человеко-бытия.
Лекция 5 Общество и производство
Рассматривается феномен социальности как эффект целостности (эмерджентности). Человеческий тип бытия в мире ("человеко-бытие") представляется как сверхчеловеческая целостность, воспроизводящая себя на людях как отдельных элементах. Общество определяется как "целое на людях". Исследуются различные примеры социальных эмерджентностей – совместное сложение физических усилий, общественное разделение труда, языковая коммуникация, производство. Процесс производства представляется как процесс воплощения идей в материю посредством разума и человеческой телесности. В связи с производственной деятельностью человека, выделяется первая (воплощение идей в дочеловеческой природе) и вторая (воплощение идей через человеческую телесность) материализация идей. Выдвигается закон подобия второй материализации первой.
Лекция 6 Структура общества. Общество и природа
Рассматриваются некоторые измерения социальной структуры, в частности – интенсивные и экстенсивные подсубъекты социального субъекта, основные законы развития любой формы жизни – законы подготовки, реализации и удаления. Далее исследуется проблема соотношения социума и природы, вводится представление о внутренней и внешней природе, развиваются идеи долга человека перед природой в лице продолжения ее развития с помощью человека.
Лекция 7 Основы аксиологии
Развивается так называемая эгомерная модель живого существа (субъекта), согласно которой способность оценки есть выражение субъектного измерения тех или иных состояний бытия с точки зрения Я (эго) субъекта. Вводится представление о степенях Я (степенях себя), которые выражают меру пристутствия эго субъекта в оцениваемом событии. На этой основе дается определение ценности, строится иерархическая модель субъекта, феномен культуры исследуется как многоуровневый иерархический субъект. Исследуется структура ценностей в пространствах культуры и социума, вводится представление о процессе освоения ценностей, о базовом ценностном обмене между человеком и обществом, выделяются разные типы ценностей и их организации.
Лекция 8 Элементы философской антропологии
Природа человека рассматривается с точки зрения типа его бытия в рамках структур субъектных онтологий (см. лекцию 4). Во внутреннем мире человек обладает бесконечными изображениями – эта идея иллюстрируется на примере общих понятий, высшей чувственности, самосознания и социальной рефлексии. Природа человека рассматривается в системе социальных связей. Творческое состояние человека понимается как измененное состояние сознания ("вдохновение"), которое выражается особой эмпатией на некое высшее существо ("эго-гений"). Далее любовь в человеческой жизни трактуется как
форма
творчества, когда в качестве эго-гения выступает идеал-бытие другого человека. В конце лекции рассматриваются философские проблемы смысла человеческой жизни.
Лекция 9 Философия истории
Философия истории рассматривается в контексте интеграции цивилизационного и формационных подходов, философии К.Маркса и Ю.Хабермаса. Исторические процессы анализируются с точки зрения полярной динамики – динамики сложных полярных систем в организации общества и культуры. Исследуются философские основания проблемы прогресса и детерминизма в истории. По аналогии с "системой Геи" Дж.Лавлока, выдвигается гипотеза "системы Клио" - глобальной уровнево-сетевой и полисценарной системы организации исторического процесса.
Лекция 10 Основы гносеологии
Гносеологическая проблематика рассматривается как вырастающая из опыта осознания и преодоления ошибок познания. Исследуются концепты трансцендентной и имманентной истины, выделяются различные виды кантовского концепта "вещи в себе". Область непротиворечивой гносеологии очерчивается в рамках теории имманентной истины, где в качестве главного критерия истинности выступает мера обобщенной инвариантности. Анализируются базовые гносеологические концепты – знание и вера, знание и мнение, понимание и его виды, основные гносеологические способности (интуиция, разум, чувство), рациональное и эмпирическое познание, презентизм и конструктивизм в познании.
Другие бесплатные видеокурсы
Бесплатная видеолекция: Изменение трудового договора в одностороннем порядке
Ведет мастер-класс сертифицированный специалист в области кадрового менеджмента, член Национального ...
Бесплатная видеолекция: Адаптация персонала в организации: виды, методы, результаты
Ведет семинар сертифицированный специалист по кадровому менеджменту с более чем 15-летним опытом ...
Бесплатная видеолекция: Учет убытков прошлых лет для целей налога на прибыль в программе 1С Бухгалтерия 3
Семинар ведет ведущий преподаватель центра «Специалист» по бухучету и программе 1С с более, чем ...
Все бесплатные видеокурсы
Быстрый поиск по теме
Программы MBA
Курсы бухгалтеров
Курсы 1с
Курсы иностранных языков
Тренинги по продажам
Курсы программирования
Курсы управление персоналом
Бесплатные курсы
ещё
Поиск по городам
Курсы в Москве
Курсы в Санкт-Петербурге
Курсы в Екатеринбурге
Курсы в Новосибирске
Курсы в Нижнем Новгороде
Курсы в Самаре
Курсы в Ростове-на-Дону
Курсы в Казани
ещё
Сервисы карьеристам
Сервисы до и после регистрации
Поиск курса, программы обучения
Выбор выставки, конференции
Конкурс грантов
Деньги на обучение EduMoney
Рейтинг компаний
Публикации и новости
Словари
ещё
Организаторам мероприятий
Правила размещения мероприятий
Регистрация компании
Реклама и сервисы на сайте
Аудитория сайта
Каталог компаний
ещё
Пользовательское соглашение
Обратная связь
Карта сайта
© 2006—2024 Edumarket