КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (15)

 

Статьи (0)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Бесплатные видеокурсы / Управление, менеджмент, бизнес-образование / Бесплатная видеолекция: Мастер-класс "Технологии креативности – стимул для творчества"

Бесплатная видеолекция: Мастер-класс "Технологии креативности – стимул для творчества"

Высшая школа экономики. Институт коммуникационного менеджмента (ИКМ) / Все публикации компании
 Мастер-класс (1 ч 45 мин) Виктора Тимохова и Владимира Бубенцова  "Технологии креативности – стимул для творчества". Виктор Тимохов  - генеральный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения», консультант-эксперт по ТРИЗ. Провёл около 200 семинаров для бизнесменов, инженеров, слушателей программы МВА. Владимир Бубенцов - исполнительный директор Центра креативных технологий «Идеальные решения», кандидат технических наук.

В начале мероприятия ведущие предложили задание для разминки, в котором проверяли способности аудитории к изобретательству и смекалке. «Каким бы видом творчества вы не занимались, в любом случае суть любого из них — выявить проблему и решить её каким-либо образом». Именно поэтому любое творчество можно свести к постановке и решению задач. Во все времена люди пытались облегчить себе жизнь. Точно также, чтобы облегчить процесс творчества, люди придумали инструмент под названием эвристические методы. Они помогают снять стереотипы, преодолеть психологическую инерцию, существенно экономят время за счет ориентации решателя в определенном направлении поиска, позволяют решать задачи, для которых еще нет алгоритмов. На настоящий момент все эвристические методы сводят к четырем. Это метод прямого озарения, ненаправленный поиск, систематизированный поиск и направленный (логический) поиск. В каждой группе существует множество способов решения задач.

Стратегия ненаправленного поиска предполагает, что вы не знаете, за что хвататься, задача определена не точно, что делать непонятно. Первый метод решения — один из самых древних, метод фокальных объектов. В этом случае вы ищете новые идеи и мысли, присоединяя к целевому объекту свойства или признаки случайных объектов. Алгоритм следующий: вы анализируете исходную ситуацию, выбираете объект, составляете список случайных объектов, пишете про их свойства и переносите данные свойства на ваш объект. Задача — расшатать свои стереотипы, найти множество новых, фантастических идей. Метод фокальных объектов постоянно совершенствуется, но схема всех вариантов одна. Кроме него, используется метод случайных слов (использование служебных слов вместе со случайными), цитаты из книг, вдохновение музеями и так далее. Главный вопрос — когда их использовать? Они полезны, когда вам нужно сделать рекламу, ролик, при поиске нового способа использования товара/услуги, их совершенствовании, если вам нужно провести корпоративный праздник (детский утренник), придумать новые сюжеты для книги, а также во многих других случаях. Еще один метод, довольно известный — мозговой штурм, при котором используется специальная техника выдвижения идей при ограниченной или нулевой информации. Видов мозгового штурма очень много, но все используются когда совсем нет данных, вы ищете новые сферы применения объекта или выявляете недостатки, новое направление движения. Первый этап данного метода — анализ проблемы и выбор задач, второй — генерация идей группой, заключительный — анализ выдвинутых идей, обычно это делает совсем другая группа. Основную роль играет специальный ведущий. Очень важно набрать в команду людей, которые не будут цепляться только за свою идею, а будут готовы обсуждать чужие и соглашаться с ними. Также существует обратный мозговой штурм: вы определяете все отрицательные стороны объекта, а затем отталкиваетесь от них, совершенствуя данный объект. Кроме того, мозговой штурм можно обратить в письменную форму, идеи выдвигаются анонимно и как правило их гораздо больше, чем обычно, иногда для этого используется интернет. При этом часто делают типовые ошибки: плохо подбирают ведущего, некорректно ставят задачи, применяют мозговой штурм к тем отраслям, где в этом нет необходимости. Еще один пример методологии — синектика, метод поиска новых направлений за счет коллективной генерации новых образов и представлений. В нем используется метафора, или аналогия. На первом этапе вы должны превратить неизвестную задачу в известную, затем поставить вопрос, вызывающий аналогию (логичную, прямую, символическую или фантастическую). Здесь самую главную роль играет переводчик, который является техническим экспертом с хорошим воображением. Еще чаще используется метод аналогий, когда объекты имеют похожие признаки, иногда не существенные, а вторичные (например, сходство территории Италии с сапогом). Сначала анализируется проблема и ставится задача, затем ставится вопрос, выявляющий аналогию, после общие признаки переносятся на известную ситуацию. Ключевая вещь — вопрос, вызывающий аналогию. Метод аналогии часто используется в качестве базового в других методах.

Систематизированный поиск включает в себя метод морфологического анализа — в интересующем объекте выявляют группу основных признаков, для которых выделяются альтернативные варианты исполнения. Алгоритм морфологического анализа состоит из следующих шагов: определить существенные признаки и параметры объекта, определить возможные варианты характеристик и занести их в таблицу, оценить имеющиеся в таблице варианты, и в итоге выбрать желательные варианты решения. Метод позволяет систематизировано просмотреть поле решений и отобрать те места, которые вам наиболее интересны. Стоит помнить, что для каждого человека удобен свой метод генерации идеи, и то, что подходит одним, для других может оказаться не так эффективно.

Стратегии направленного поиска включают в себя предшественников теории решения изобретательских задач, или сокращенно ТРИЗ. Большинство рассмотренных методов либо работают с психикой человека, либо с окружающими объектами. ТРИЗ — высокоразвитая методика направленного поиска, включающая в себя все элементы методов систематизированного и интуитивного поиска. Идеальность, ресурсы и решение противоречий — основа ТРИЗ. Творческому процессу мешают рутинные задачи, с которыми сталкивается человек каждый день. Именно для этого вводятся специальные курсы развития фантазии. Одна из важнейших задач таких курсов — уход от стереотипов, развитие гибкости воображения. Один из основных инструментов данного метода — системный оператор. Система состоит из подсистем и надсистем. Чтобы определить главную полезную функцию, нужно задать вопрос что делает система и как она это делает. Многоэкранная схема мышления, используемая в ТРИЗе, выглядит следующим образом: в центр ставится основная система, её прошлое и будущее, снизу — подсистема, сверху — надсистема. Приемов, применяемых к системе, очень много — сделать наоборот, увеличить-уменьшить признак, изменить свойства. Такие упражнения помогают расшатать стереотипы и развить фантазию. Одним из самых ключевых инструментов ТРИЗ является идеальность. Суть её состоит в том, что система идеальна, если её нет, а функция выполняется. Согласно механизму ТРИЗ, отвечающему условию идеальности, дается система для задачи, определяются её элементы, придумывается нечто, не усложняющее систему и одновременно решающее проблему. Кроме того, существуют основные элементы ТРИЗ — ресурсы, которые могут быть практически любыми (информационными, законодательными и многими другими) и противоречия. Причина возникновения противоречий в том,что одна часть системы развивается быстрее, другая медленнее, это приводят к «перекосам». Таким образом появляются 3 вида противоречий: административное, техническое и физическое. Их преодоление не всегда возможно напрямую, однако зачастую приводит к новым оригинальным решениям.


Другие бесплатные видеокурсы
Все бесплатные видеокурсы
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket