Мастер-класс (1 ч 34 мин) "Процесс поиска инвестиций: сколько денег и где искать". Ведущий семинара - Сергей Грибов – предприниматель с более чем 15-летним опытом в управлении. За эти годы Сергей участвовал как топ-менеджер или один из основателей в почти десятке стартапов в Израиле, Америке и России.
В начале лекции Сергей обратил внимание на то, как должны работать хорошие венчурные фонды, то есть по западной модели. «Первый вопрос, который вы должны себе задать — сколько вам нужно денег и кто будет правильным инвестором именно для вас? Во-вторых, необходимо подготовить предложение, которое вы можете сделать заинтересованным в вашем бизнесе людям. Это должно быть краткое описание вашей идеи (на 1-2 листа), которое бы уместилось в минутный рассказ, который бы вы могли представить перед инвестором и всеми, кому бы это было потенциально интересно (включая клиентов и сотрудников). Если вы не заинтересуете человека с первого раза, то шансы сделать это со второго падают в десятки раз.
Когда вы начинаете общаться с инвесторами (встреча на мероприятии, в интернете), не стоит ждать мгновенного результата. После каждого общения делаете пометки у себя в голове: что его зацепило, что ему понравилось, что лучше изменить. На западе многие стартапы идут к своим первым инвесторам не столько за деньгами, сколько за фидбеком и общением: как опытный бизнесмен он может рассказать, как вам лучше представить свой проект и получить реальные деньги в ваш бизнес. Каждый из инвесторов будет ждать от вас чего-то своего. Если вы получаете деньги от бизнес ангела (сравнительно небольшую сумму) и продаете свою компанию за намного большую цену, то и вы, и бизнес ангел остается в плюсе. Другая ситуация с венчурными фондами — вложив в него 5 миллионов долларов, фонд согласится продать его как минимум за 30. Успех стартапа — это, в первую очередь, успешный бизнес с доходом для инвесторов и его организаторов.
Как определить, сколько необходимо денег? Нужно сделать некую финансовую модель. Обычно делается первый год помесячно, а затем на следующие 3-4 года поквартально. После этого нужно сделать её более реалистичной, уменьшив доходы раза в 2 и увеличив расходы раза в 1,5. Посчитайте, сколько денег вам нужно на год: поиск денег необходимо начинать за полгода до того, как они закончатся. Обычно финансовые модели стартапов супероптимистичны. Лучше всего предложить 3 сценария: оптимистичный, средний и пессимистичный, и показать его своим знакомым, которые могли бы вас покритиковать. Когда вы считаете инвестиции, предполагайте пессимистичный сценарий.
Инвесторы бывают нескольких типов. В первую очередь, это вы сами, обычно это происходит на нулевой стадии. Часто люди совмещают разработку своего бизнеса и работу, но в какой-то момент деньги все же кончаются, и приходится обращаться к инвестору. В-вторых, это те, кого называют 3F – Friends, Family, Fools, то есть ваше ближайшее окружение. Они вряд ли попросят половину вашей компании, но также, скорее всего, не могут помочь вам советом. Инвесторы называют это «глупыми деньгами». Если вы берете деньги у знакомых, скажите им сразу, что это огромный риск, обозначьте правила поведения до того, как вложить деньги непосредственно в бизнес, не давайте им особых прав. Следующий вариант - бизнес ангелы, которые заработали деньги сами и готовы их вкладывать. Они, скорее всего, захотят существенный кусок вашей компании (в России это не меньше 20%). Как правило, это «умные деньги». Кроме того, они смогут помочь вам поднять деньги на следующем этапе. Всегда лучше, чтобы это было 2-3 бизнес ангела, чтобы было легче проводить переговоры и балансировать решение друг друга. Еще один тип полуинвестора — это бизнес инкубаторы, к которым можно идти на стадии прототипа. Это как правило помощь в бизнесе, советы, «умные деньги» (хоть и небольшие), однако, одновременно с этим не большая гибкость (на этом этапе инкубатор будет диктовать вашему бизнесу правила поведения на рынке). Далее следуют венчурные фонды, которые готовы инвестировать не меньше полумиллиона долларов в бизнес, где уже есть готовый продукт. Не стоит бояться отдавать им большую долю — у венчурного фонда нет цели захватить вашу фирму, они хотят заработать на вас и вкладывают в команду.
Где же их искать? Существует только один способ — нетворкинг. Ходите на мероприятия, общайтесь через друзей, участвуйте в конкурсах, общайтесь через социальные сети, обменивайтесь визитками, знакомьтесь. Как правило, если вы уже выбрали инвестора, ищите общего знакомого, который смог бы вас представить. И не забывайте, что у вас есть не больше минуты, чтобы донести до инвестора суть своего бизнеса. Потратьте достаточно времени на то, чтобы довести свою идею до ума и научиться быстро и понятно о ней рассказывать. В случае, если вы написали инвестору по электронной почте, стоит расстраиваться, если инвестор вам не отвечает — он может не увидеть вашего письма, не интересоваться данной сферой, посчитать, что рынок слишком мал... Не отчаивайтесь! Если идея по-настоящему стоящая, а вы можете о ней доходчиво рассказать — вам непременно должно повести. Главное — найти «своего» инвестора, с которым бы вам было приятно работать в течение нескольких лет.
Презентация ТУТ
|