КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Управление, менеджмент, бизнес-образование / Стоит ли поддерживать дружеские отношения со своими подчиненными?

Стоит ли поддерживать дружеские отношения со своими подчиненными?

Существует большое количество литературы по менеджменту, где авторы советуют не обзаводиться друзьями среди подчиненных, держать дистанцию. И многие бизнес-тренеры и консультанты твердят о том, что дружеские отношения на работе подрывают авторитет руководителя, что там, где есть бизнес, дружбы быть не может.

Но если взять обычные, привычные всем нам дружеские отношения, то здесь также существует определенная иерархия. Люди не равны. Это не значит, что в дружбе роли делятся строго на «главный» и «подчиненный». Такое разделение наблюдается в разных сферах. И каждый раз иерархия изменяется в зависимости от ситуации: кто-то главный в одном, но уступает лидерство в другом. Каждый человек силен в чем-то своем. Мы не можем доминировать всегда и во всем.

Есть люди, которые легко идут на контакт, им не составляет труда заводить знакомства, просить людей о помощи, если нужно. А есть люди замкнутые, которые никогда не подходят первыми, которые боятся открыться. В этом вопросе открытые личности превалируют, так как дружба между первыми и вторыми зарождается именно по их инициативе. Также и с интеллектуальными вопросами, тот, кто более осведомлен, кто владеет более точной информацией, тот на ступень выше в тех сферах, где эти знания необходимы.

У друзей принято помогать друг другу решать конфликты, заводить знакомства, помогать по учебе, работе. Взаимодействие на всех уровнях ставит друзей на разные ступени. В личных вопросах силен один, но второму нет равных в вещах, требующих активного применения интеллекта. На этом и строятся человеческие отношения.
Или взять, например, супружескую пару. Это отдельная тема для разговора, горячо любимая бизнес-гуру. Некоторые с пеной у рта готовы доказывать, что муж и жена не могут вести совместный бизнес или работать в одной компании. Объясняют они такую позицию тем, что личные отношения негативно сказываются на совместной работе, что любой конфликт в семейной жизни может обернуться катастрофой на рабочем месте.

В этом есть доля истины, безусловно. Но не стоит грести всех под одну гребенку. У этой позиции есть и другая сторона медали. Действительно, передряги в личной жизни переносятся на бизнес и работу, но не стоит забывать, что и работа способна подпортить семейные отношения. Даже если супруги не работают вместе. После напряженного трудового дня прийти домой с пустой головой очень сложно, поэтому те потоки недовольства, связанные с работой, которые разъедают человека изнутри, выливаются на супругу, на детей, на родственников, разрушая отношения.

Все это зависит лишь от человека. Если люди не могут ужиться в пределах одной семьи, то в любом случае им не удастся добиться гармонии на рабочем месте. По сути, семья – это тот же бизнес. Это настоящее партнерство, четкое распределение ролей. В каждом из решаемых вопросов кто-то всегда доминирует, но это абсолютно естественно. Каждый из супругов несет ответственность за определенные области, является в этих вопросах главным. Кто-то отвечает за материальное обеспечение, кто-то за воспитание детей, кто-то за поддержание комфорта и уюта в доме и т.д. И такая иерархия не препятствует дружеским отношениям, все движимы одной целью, общей, понятной каждому.

Этой гармонии нужно достигать и в бизнесе. Нет проблемы в том, чтобы заводить дружеские отношения с сотрудниками, нужно просто правильно подходить к выбору людей и к специфике общения с ними.

Такое тотальное желание преобладать над подчиненными связано чаще с целым рядом страхов руководителей: страх потерять лицо, свой авторитет, утратить силу и власть, страх быть преданным, страх конкуренции и т.д. Скорее всего именно по этим же причинам некоторые руководители боятся нанимать на работу людей, которые умнее их в какой-либо области. Однако это такая стратегия развития абсолютно тупиковая. Руководитель не может быть специалистом во всех вопросах, более того, ему это абсолютно не нужно. Дар руководителя в умении организовывать людей, управлять процессами, анализировать, принимать решения. И настоящий руководитель даже в дружеских отношениях не утрачивает этой способности.

Дружеские отношения в компании – это, ко всему прочему, отличный фильтр от заурядных никчемных сотрудников. Если человек, пользуясь дружеским расположением, юлит, пытается схитрить, старается урвать лишний кусок, завладеть привилегиями, это не тот сотрудник, который Вам нужен. С таким экземпляром можно смело прощаться, чем раньше, тем лучше, пользу для компании он вряд ли принесет, а вот подпортить обстановку вполне успеет.

Дружеские отношения в компании могут сыграть вам на руку. Благоприятная атмосфера, общее доверие, продуктивное общение – все эти факторы делают ежедневный труд осмысленным и результативным. Есть руководители, которые уверены в том, что менеджмент – это четкий свод правил, влево-вправо – расстрел. Но человеческие отношения – это то, что невозможно поместить в корпус из правил и методик. Нам свойственно ошибаться, быть несогласным. Человек – не станок, его нельзя запрограммировать.

И главное, что должны помнить руководители, это то, что они работают с живыми людьми. И главным инструментом выступает общение. Дать возможность высказаться, услышать и дать обратную связь – это ключевые навыки успешного руководителя, наравне с навыками проведения эффективных совещаний и умением общаться с подчиненными «один на один».

Заместитель декана «Бизнес школы» НИУ ВШЭ,
бизнес-консультант Алексей Макаров
aleksey-makarov.ru

Другие статьи
Все статьи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket