КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

JobsMarket MBA
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / MBA / Типы зарубежных MBA программ

Типы зарубежных MBA программ

В мире существует множество бизнес-школ. Прежде чем остановить свой выбор на какой-то конкретной, вы должны серьезно подумать:

- Для чего вам нужна степень MBA?

- Где вы хотите продолжить вашу карьеру?

- Каковы ваши реальные достижения?

После того, как вы ответите на эти вопросы, выберите те бизнес-школы, окончив которые, вы сможете достигнуть желаемых целей. Часть менеджеров считает, что стать обладателем качественного бизнес-образования можно лишь в западных школах.

Отметим несомненные плюсы западного образования:

- знакомство с зарубежной системой образования;

- мультикультурное общение со студентами из других стран;

- преимущество при построении карьеры в западной компании;

- «корочка» или "бренд" учебного заведения, который, в частности, может помочь найти работу в закрытых сообществах (к примеру, private equity).

Екатерина Гридина, руководитель московского офиса компании MBA Strategy, говорит: «Так называемый нетворкинг - связи - это неотъемлемая часть обучения, достаточно ценная, одна из причин поступления на MBA».

- шанс адекватно оценить свои способности и потенциал в незнакомой среде;

- получение передовых и фундаментальных знаний в области ведения бизнеса (менеджмент, финансы, маркетинг, стратегия и т. д.);

- возможность посмотреть на бизнес с глобальной точки зрения, получить соответствующие знания и навыки ведения бизнеса в глобальном понимании;

- возможность либо ускорить, либо же резко изменить карьерный путь;

«Все эти параметры в целом можно обозначить как повышение капитализации профессионала», - добавляет Екатерина Гридина.

Full-time MBA (Очная программа) Продолжительность: от 10 до 24 месяцев

Северная Америка: 2 года, включая стажировки; Европа: 1 год плюс стажировка (если есть такая возможность).

Длительность MBA программ в США составляет два года, а в Европе - один год, правда, есть некоторые исключения (к примеру London Business School позволяет студентам самостоятельно координировать длительность их программы). Эти два типа обучения значительно отличаются друг от друга.

Студенты двухгодичных курсов могут позволить себе потратить больше времени на то, чтобы определиться, чем же они хотят заниматься, изменить специализацию в процессе обучения и могут в течение более длительного периода времени развивать свои профессиональные идеи. Естественно, два года без работы и зарплаты (при этом необходимо платить за обучение и проживание) делают приобретаемый в процессе обучения опыт более «дорогим».

Если вы еще четко не знаете, где именно хотите продолжить свой карьерный путь, если вы хотите сменить сферу деятельности, если вы хотите досконально изучить какой-то предмет (к примеру, финансовую аналитику), если вы готовы на 2 года отойти от работы, то тогда двухгодичная программа - это именно то, что вам нужно

Одногодичные курсы из-за меньшей продолжительности имеют более насыщенную программу. Ведь слушателям отводится всего 12 месяцев, чтобы усвоить весь материал. Однако сами обучающиеся утверждают, что такой метод «погружения» им нравится больше, так как они могут гораздо быстрее вернуться к своей работе, что позволит им сократить затраты на обучение.

Для того чтобы однозначно сказать, что сегодня менеджерам нравится больше - 1 или 2х годичные программы МВА - нужно взять выборку из студентов, которые прошли обучение сразу по двум программах. Таких, конечно же, нет (может быть, только единицы-исключения). Ведь каждый всегда выбирает то, что ему больше подходит в данный момент времени.

Плата за обучение (не включая оборудование): от 20 000 до 60 000 евро в год

Требования к кандидатам:

Несмотря на то, что список документов может немного варьироваться, выделяют несколько основных составляющих «пакета документов», необходимых для желающих учиться в бизнес-школе.

1) Тестирование.

В российских бизнес-школах широко используется тестирование на знание основных дисциплин: экономики и финансов; математики; иностранного языка.

Если программа MBA международная или совместная, то от вас потребуется прохождение международных экзаменов:
TOEFL (Test of English as a Foreign Language), GMAT (The Graduate Management Admission Test).

Для западных бизнес-школ тест GMAT, как правило, является обязательным для всех поступающих. При этом в американских учебных заведениях к его результатам относятся с большим вниманием, особенно в «топовых». Но есть и школы, при поступлении в которые GMAT не нужен, однако это будут, скорее всего, не очень известные бизнес-школы. Отсутствие требования к GMAT - это, скорее, маркетинговый ход в данном случае. Внимательно к GMAT относятся почти везде, но средний балл выше именно в топ-школах, просто потому что в целом требования и конкуренция при поступлении там значительно выше.

2) Эссе.

Написание эссе является необходимым элементом "пакета документов". Посмотреть темы сочинений можно заранее на сайтах бизнес-школ. Как правило, они немного меняются из года в год, однако знакомство с прошлогодними темами даст возможность понять, что именно от вас ожидается. Традиционно в приемной комиссии хотят «услышать» ответы на следующие вопросы:

- Почему МВА, почему сейчас, почему именно в этой школе?

- Какие примеры лидерства и командной работы лучше всего характеризуют вас?

- С какими трудностями и неудачами приходилось сталкиваться в профессиональной или личной жизни, и какие уроки из них были извлечены?

Эссе является одной из самых важных составляющих "пакета документов", поэтому на его подготовку необходимо отвести достаточное количество времени, а не тянуть до последнего момента. Желательно не писать в спешке универсальных сочинений, которые после небольшой адаптации вы будете рассылать в разные школы. У членов приемных комиссий «наметанный» глаз на подобные творения, и, разумеется, это не принесет вам дополнительных баллов.

3) Рекомендательные письма.

Большинство бизнес-школ просит поступающих предоставить два-три рекомендательных письма от руководителя, преподавателя, партнера по бизнесу, то есть от людей, которые могут подтвердить академический, профессиональный, управленческий опыт абитуриента. Екатерина Гридина рассказывает: «Самый важный рекомендодатель - это непосредственный „супервайзер“ поступающего. Для МВА важны именно профессиональные, а не академические рекомендации. Это могут быть бывшие руководители, партнеры (в случае частного предпринимателя), клиенты и т. д. Преподаватели могут дать их в том случае, когда у человека мало профессионального опыта, либо же когда у него выдающиеся достижения в науке (только в этом случае преподаватель должен на бизнес-языке выразить личные и профессиональные достижения человека)».

4) Транскрипт (подтверждение) первого образования.

Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления в бизнес-школу с целью получения степени МВА. Если вы выбрали западную программу, диплом о высшем образовании необходимо будет перевести на английский язык и заверить перевод у нотариуса, получив так называемый транскрипт. Екатерина Гридина поясняет: «Далеко не всегда следует заверять диплом у нотариуса. Зачастую (особенно американские школы) берут либо self-reported транскрипты (то есть ничего заверять не нужно, необходимо просто перевести), либо же транскрипы, заверенные печатью университета».

5) Анкета=заявление (Application form)

Как правило, анкету для поступления можно заполнить либо на интернет-странице выбранной вами школы, либо на сайте одного из трех ключевых провайдеров: Princeton Review, Apply Yourself или TopApply.

6) Интервью (собеседование).

Также важной составляющей поступления является прохождение интервью. В бизнес-школах на постсоветском пространстве его считают одним из ключевых этапов, на котором кандидаты должны продемонстрировать понимание бизнес-среды и собственных целей.

Содержание: Программа обучения обычно делится на семестры, во время которых основные курсы проводятся в рамках первого этапа обучения, а выбор специализации уже в ходе второй фазы. Ближе к концу программы студенты должны подготовить и защитить свой «дипломный проект» (так называемую, «аттестационную работу»), чтобы продемонстрировать своим академическим руководителям, как они способны применить полученные теоретические знания в реальном мире бизнеса.

Расположение: Full-time MBA обычно требует от кандидатов переезда на территорию кампуса, где проводятся основные занятия. Соответственно, структура этого курса не является подходящим вариантом для тех, кто хочет совмещать учебу и работу.

Преимущества: Обучение проводится в течение четко установленного периода времени; Студенты могут свободно общаться с профессорами, получать консультации по дальнейшему построению карьеры; Перед студентами открываются большие возможности попробовать построить карьеру и/или найти работу в другом регионе/стране; Возможность для членов семьи проживать в том же кампусе; Наличие стажировок с возможностью дальнейшего трудоустройства; Контакты с различными международными студенческими сообществами;

По мнению Екатерины Гридиной, преимущество именно Full-time программы по сравнению с Part-time и Executive - это:

Более интересные возможности трудоустройства (карьерные департаменты более развиты, да и, в принципе, менеджеры, как правило, именно за этим и выбирают данную программу);

Знания. Здесь вы их получите больше и с большей интенсивностью;

Стажировка (способствует развитию дальнейшей карьеры);

«Полное погружение», за счет чего достигается максимальная польза от образования.

Особенности: Высокий конкурс на вступительных экзаменах (гораздо выше, чем, например, при поступлении на Executive MBA); Очень большое значение придается оценке GMAT; Студенты не работают из-за учебы около 2х лет.  Программа Part-time МВА (Очно-заочная)

Программа part-time МВА предназначена для менеджеров, поставивших перед собой цель подняться по карьерной лестнице в структуре своей организации в течение определенного периода времени. Студенты данной разновидности MBA могут совмещать постоянную работы с учебой. По этой причине почти все программы требуют от студентов в процессе подачи заявления одобрения со стороны работодателей. Елена Ушакова, заместитель директора Центра развития карьеры Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», рассказывает: «В российской системе бизнес-образования данный формат - без отрыва от производства - сегодня наиболее востребован. Карьерные цели слушателей, как правило, не ограничиваются желанием продвижения в текущей компании, поэтому очень часто к окончанию первого года обучения многие слушатели принимают решение поменять работодателя. Если слушатель сам принимает решение о необходимости обучения в школе бизнеса, то и дальнейший выбор развития карьеры остается за ним».

Продолжительность: от 18 до 36 месяцев. Стоимость обучения: от 20 000 до 60 000 евро в год.

Требования к кандидатам:

1. Анкета=заявление;

2. Результаты тестов GMAT, TOEFL, TOEIC или IELTS;

Екатерина Гридина рассказывает: «Россия находится на четвертом месте в мире по количеству людей, сдавших тест на знание английского языка IELTS (International English Language Testing System) с самым высоким баллом. Популярность теста IELTS с каждым годом растет. По данным сайта ielts.org, более 2500 высших учебных заведений США принимают этот тест (наряду с TOEFL). В число этих вузов входит так называемая „Лига плюща“ (Ivy League), это университеты: Dartmouth, Harvard, Columbia, Cornell, Brown, Yale, Princeton Universities and the University of Pennsylvania. Также большинство топ-школ в рейтинге US News принимают IELTS. IELTS - британский тест и, соответственно, его сдают при поступлении в университеты Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и другие страны „Британской короны“".

3. Транскрипт первого образования.

4. Рекомендательные письма.

5. Эссе.

6. Тестирование.

7. Интервью.

Структура: Программа Part-time МВА строится по достаточно гибкому графику, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни; также есть модульная система обучения, позволяющая привлекать иностранных студентов, которые могут приезжать в кампус, открываясь от работы только на четко определенные периоды. Елена Ушакова рассказывает: „Бизнес-школы в России предлагают слушателю выбрать формат, который сохраняется в течение всего периода обучения. У каждого варианта есть свои преимущества, более половины учащихся имеют семьи и, конечно, такое решение принимается совместно. Модульный формат, как правило, выбирают слушатели из других городов и регионов, то есть те, кто готов 2-3 раза в год 3 недели посвятить исключительно учебе. Безусловно, все форматы предполагают и определенное количество часов самостоятельной работы“.

Вечерние курсы программы part-time состоят, как правило, из одного-двух занятий в неделю (плюс около 15 часов каждую неделю отводится для самостоятельного обучения и работе в группах).
Курсы по выходным дням обычно проводятся со второй половины пятницы по воскресенье (плюс у студентов есть еще 15 часов в неделю на выполнение домашних заданий, которые включают в себя самостоятельное обучение и работу в группах).
При модульной системе занятия проходят в течение четырехдневного периода во время выходных или в течение одной недели. Модульные блоки планируются каждые четыре-восемь недель. В остальное время профессор остается на связи со своими учениками через Интернет для обеспечения непрерывности процесса обучения.

Содержание: Учебный план состоит из обязательных курсов и дисциплин по выбору, поэтому поступающему стоит выяснить заранее, есть ли интересующие его „дисциплины по выбору“ в данной бизнес-школе, и в каком семестре они буду читаться.
Расположение

Part-time программа предназначена для студентов, которые живут и работают рядом с кампусом и которые, соответственно, могут спокойно приезжать на вечерние занятия и занятия выходного дня. Модульная программа привлекает студентов, которые могут приезжать на обучение на все то время, пока длится модуль.

Преимущества: Доступно для молодых специалистов;
Оплата стоимости обучения может быть распределена на достаточно длительный период времени;
Гибкость учебных планов;
Навыки, полученные в процессе обучения, могут быть сразу же применимы на практике.
Особенности
Необходимость сохранять баланс учебы, работы и личной жизни;
Немного хуже прописаны карьерные услуги;
Данная программа не очень подходит тем менеджерам, которые хотят сразу же после получения степени найти новое место работы.

Михаил Жуков, генеральный директор группы компаний HeadHunter:
16 апреля в Москве проходил круглый стол „Что хочет бизнес от образования после кризиса?“. Мне выпала честь выступить первым, а после доклада развернулась интересная дискуссия. Сразу выявилось различие в представлениях о ценности бизнес-образования у бизнеса и бизнес-школ. Бизнесмены оперировали такими терминами, как „знание отрасли“, „обобщение опыта“, „практические и коммуникативные навыки“, „расширение круга контактов“ и так далее. А вот представители школ самозабвенно рассказывали про „часы“, „план и программу обучения“, „диплом государственного образца“ и т. д.

Получается, что одних интересовали результаты, а другие описывали лишь процесс. Подобное непонимание приводит к тому, что крупные компании не доверяют (за редким исключением) бизнес-школам и самостоятельно занимаются обучение своих сотрудников. По меткому высказыванию одного из участников круглого стола, такое образование больше напоминает втузы советского времени, нежели то, чего ждут от современных бизнес-школ. Однако практической пользы от такой продвинутой формы „корпоративных университетов“ для предприятий-заказчиков в разы больше, чем от российских бизнес-школ. Не в последнюю очередь потому, что такие внутрикорпоративные формы обучения учитывают культурные особенности крупных предприятий.

Представители бизнес-сообщества не раз подчеркивали практическую пользу и растущую потребность в непродолжительных сертификационных программах типа АССА (для бухгалтеров и специалистов по управленческому и финансовому учету). Развернулась забавная дискуссия о том, готовы ли компании брать на работу выпускников западных бизнес-школ. Большинство представителей бизнеса честно признались, что боятся таких соискателей, потому что не понимают как можно ими „эффективно управлять“. Они считают, что такие люди оторваны от социального и делового контекста, чересчур академичны и следуют шаблонам и формулам.

К сожалению, в области применения знаний, особенно полученных на Западе в хороших бизнес-школах, очень распространены две крайние точки зрения. С одной стороны, позиция доморощенных руководителей („Я своими руками построил «огроменный» бизнес, а сам закончил восемь классов церковно-приходской школы“). Такие люди, как правило, панически бегут от накопленных в мире знаний и каждый раз предпочитают изобретать "свой велосипед". С другой стороны, нередко выпускники бизнес-школ (в том числе и элитарных) весь остаток жизни пытаются работать исключительно по конспектам, механистически применяя на практике полученные знания.

На мой взгляд, максимальный синергетический эффект от западного образования для всех участников процесса достигается только тогда, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта и доверяет менеджеру с МВА самостоятельный фронт работ с указанием четких и измеримых целей. Очень важно, чтобы менеджер не ломал существующую бизнес- и социальную среду, а „доращивал“ ее до себя и развивался параллельно. Все отхождения от этого подхода ведут лишь к раздражению работодателей от бесполезного и дорогого менеджера, а тот впадает в депрессию от невозможности самореализации.

Расстались оба сообщества с взаимными пожеланиями. Бизнес наставал на том, чтобы в бизнес-школы перестали, наконец, принимать „зеленых юнцов“ без значительного опыта, а преподаватели бы имели практику в реальных бизнес-проектах (вплоть до 50% всего рабочего времени!).

Представители образования в очередной раз призвали опытных менеджеров не оставлять бизнес-школы на произвол судьбы, требовали внимания к своим курсам, просили активнее помогать в создании „живых бизнес-кейсов“. Остается надеяться, что в нашей стране все же когда-то появится действительно полезное бизнес-образование. Хорошо, что такие встречи проводятся. Выявление проблем и стремление их решить - это уже неплохо.

Сергей Курицин, руководитель бизнеса в России компании Rockfon:
Сам я в программе MBA пока участие не принимал, однако отдал предпочтение защите кандидатской диссертации по экономике в РАН СПб. Тем не менее, считаю полезным такого рода обучение для действующих руководителей при выполнении ряда условий:

У менеджера должен быть обязательный опыт реальной управленческой работы/реализации бизнес-проектов (то есть получать МВА сразу после студенческой скамьи, мне кажется, бессмысленно);

Обучение должно обязательно проходить параллельно с рабочим процессом (так как за 2 года проведенных за партой практически теряются навыки реального бизнеса, да и за счет чего кормить семью эти два года тоже не очень понятно).

Отношение к получению степени МВА в России у меня двоякое. На мой взгляд, основной плюс такого рода обучения заключается в возможности овладения международным опытом, в том числе в плотном общении с иностранными студентами.

На данный момент всем современным требованиям в России, как мне кажется, отвечает только Стокгольмская школа бизнеса в СПб.».

Елена Агафонова, руководитель проекта «Центр коучинга SMG» при ММВШБ МИРБИС:
Недавно я участвовала в научно-практической конференции РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования), которая была посвящена вопросам управления знаниями, и, конечно, затрагивала проблемы современного бизнес-образования. Про управление знаниями выяснилось, что Россия, увлекаясь развитием своего сырьевого потенциала, в действительности еще очень далека от понятия «экономика знаний». Это в Америке так называемый «креативный класс» составляет почти 35% трудоспособного населения страны, в то время как рабочий класс - лишь 25%. Люди в мире создают наукоемкие сферы деятельности, а мы все реже «делаем ракеты», но хотя бы больше не перекрываем Енисей. Приоритеты нашей страны сегодня направлены в сторону получения как можно большей прибыли в кратчайшие сроки, поэтому вопросы выявления полезных знаний, их структуризации, хранения и передачи являются низкоприоритетными.

А что же наша высшая школа и ее бизнес-образование? Они, с одной стороны, видят, что спрос на их услуги в последнее время неуклонно падает. Тут, конечно, и кризис «помог», раскрыв потребителям глаза на действительную ценность сегодняшнего продукта в виде диплома МВА: резюме эта запись, безусловно, украшает, но вот должностей и зарплату повыше сулит не обязательно. А ведь основными мотивами поступающих на такие программы являются: «заметно подняться по служебной лестнице» (31%) и «упрочить свое положение в фирме» (39%) (2). С другой стороны, уважаемые представители российских бизнес-школ в один голос заявляют, что их программы должны стать другими, меняться по форме и по содержанию. Но серьезных предложений за этими декларациями пока, к сожалению, не следует. Сегодня бизнес-образование, как впрочем, и любое другое строится по принципу «профессор знает больше, чем студент». А раз он знает больше по определению, то содержание и методы образования выбираются исходя из этой позиции «я знаю - ты нет». А ведь одним из сильнейших катализаторов креативного мышления является провокация и инверсия.

Представим на минуту, что студент (а в некоторых бизнес-школах слушателей даже называют партнерами по образованию, что, мне кажется, более верно) знает-таки больше профессора. Кстати, в некоторой степени это так и есть. Ведь на обучение приходят люди с высшим образованием, с опытом работы, а зачастую и сами собственники бизнеса. Спрашивается, как в этом случае изменится роль профессора и способы взаимодействия с группой? Однозначно ясно, что менторский подход должен смениться на иной: поддерживающий, координирующий, объединяющий, развивающий...создающий пространство для роста и развития. Ничего не напоминает? Коучинг! В чистом виде. Отсюда я делаю два важных вывода:

Во-первых, нужно обучать профессуру коучингу, как стилю нового бизнес-образования. А содержание они уже сами положат в обновленную рамку. Их задача в основном состоит в том, чтобы научить их подопечных мыслить, а не просто применять те или иные инструменты. Кстати, я думаю, что, безусловно, полезным занятием будет не решение «чужих» кейсов, а упражнения по формализации реальных проблемных ситуаций обучающихся менеджеров в форму кейсов и дальнейшее их решение в группе.

Во-вторых, для того, чтобы такая система работала действительно эффективно, нужен отбор слушателей. Я не говорю «жесткий» отбор, нужен просто отбор, потому что сегодня его нет вообще. Принимать следует только тех, кто готов к активному обучению, кто движим не столько материальными мотивами, сколько потребностью самореализации и самовыражения. Я понимаю, что таких соискателей сегодня не очень много, но и бизнес-школа - это ведь всё-таки не макаронная фабрика.

Другие статьи
Все статьи, MBA
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket