КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

JobsMarket MBA
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / MBA / Почему выпускники MBA становятся лучшими управленцами?

Почему выпускники MBA становятся лучшими управленцами?

MBA действительно помогает руководителям увеличивать добавленную стоимость. Во всяком случае об этом говорят результаты недавнего исследования INSEAD. Сложнее ответить на вопрос, почему это происходит.

В течение последних пары лет MBA-программы непрерывно подвергаются критике. Их обвиняют во множестве преступлений: использовании некорректных финансовых моделей, игнорировании принципов управления рисками, несоблюдении бизнес этики, перенасыщении рынка труда управленцами, отдаленности от реального мира и заточении студентов в стенах университета. В результате, по мнению скептиков, мы имеем поколение недальновидных бизнес-лидеров, стремящихся к сиюминутной выгоде. Отсюда и недавний экономический кризис. А помните Джеффри Скиллинга (Jeff Skilling) из Энрон? У него есть степень MBA, в то время как Билл Гейтс и Стив Джобс даже не окончили колледж.

Споры продолжаются. И мы даже готовы воспринимать критику. Но давайте подходить к вопросу конструктивно, а не травить анекдоты на тему.

В выпуске Harvard Business Review за январь-февраль мы опубликовали рейтинг лучших топ-менеджеров, основанный на оценке объективных показателей их деятельности в долгосрочной перспективе. Другими словами, мы оценивали деятельность руководителей в течение всего периода работы в компании, а не в предыдущем году или – еще хуже – в прошлом квартале. Помимо прочего, мы проанализировали влияние фактора наличия степени MBA на позицию в рейтинге. В результате были получены интересные сведения, которые могут повлиять на исход великих дебатов относительно MBA.

Необязательное условие

Изначально мы планировали проанализировать всю выборку, состоящую из 1 999 руководителей ведущих мировых компаний на предмет влияния MBA на позицию в рейтинге. Напомню, что мы ориентировались на долгосрочную перспективу, а именно – возврат инвестиций и изменение стоимости компании за весь период руководства. Если бизнес школы действительно мотивируют на получение большой прибыли в краткосрочной перспективе, то наличие MBA должно снижать рейтинг. Таким образом, соблюдается объективность оценки.

Хотя информация об образовании находится в открытом доступе не во всех странах, нам удалось получить данные по Франции, Германии, Великобритании и США. В результате объем выборки уменьшился с 1 999 до 1 109 человек, но этого было достаточно для статистического анализа.

Меньше трети руководителей из нашей уменьшенной выборки по четырем странам имеют степень MBA. Здесь необходимо внести ясность. Мы не говорим о том, что наличие MBA является обязательным условием для руководства компанией. Однако остается вероятность того, что MBA может влиять на качество деятельности управленца.

Как выяснилось, существует прямая зависимость между наличием степени MBA и успешными результатами руководства компанией в долгосрочной перспективе. В нашем списке руководители, прошедшие обучение по программе MBA, в среднем на 40 пунктов опережают тех, у кого такого образования нет. Действительно, половина руководителей, вошедших в первую десятку, окончили бизнес школы (хотя, надо признать, что один из них прервал обучение).

Какие из этого можно сделать выводы об их деятельности? Руководители без диплома MBA смогли увеличить среднюю акционерную прибыль на 81% за весь период управления компанией, в то время как их коллеги, имеющие степень MBA, обеспечили 93%. Чувствуете разницу?

Затем мы исключили из выборки руководителей старше 50 лет. Влияние MBA на полученную группу оказалось еще более значительным. Разница средних рейтингов увеличилась с 40 до 100 пунктов. В своем исследовании мы рассмотрели множество факторов, которые так или иначе могли повлиять на успех выпускников MBA: отрасль, размер компании, год начала деятельности, даже предыдущий опыт (чтобы исключить вероятность того, что они преуспели благодаря тому, что целенаправленно выбирали наиболее успешные компании). Но преимущество MBA подтверждалось снова и снова.

Волшебный ингредиент MBA

Самое интересное, почему так происходит? Очевидно, что MBA дает что-то, что помогает руководителю увеличивать добавленную стоимость, особенно если у этого руководителя сравнительно небольшой управленческий опыт. Но что же это за загадочный ингредиент? Давайте порассуждаем.

Для одних MBA – просто возможность приобрести новые знания и навыки. Творческие личности могут развить логическое мышление и повысить финансовую грамотность. Люди с математическим складом ума - улучшить креативные навыки. Программа также может помочь максимально эффективно использовать сочетание ваших личных качеств и профессиональных навыков.

Для других MBA – это знак качества. В конке концов, в лучшие школы попадают лишь избранные. И большинство компаний предпочитают управленцев из числа элиты.

Кроме того, MBA – это общение с другими восходящими звездами. Это общение обеспечивает новые бизнес-контакты, возможности и бесплатные советы. И все это вы можете использовать в своей карьере.

Пока, вроде бы, все понятно. После того как мы разместили результаты исследования на портале hbr.org, некоторые пользователи дополнили список, быть может, менее очевидными, но довольно убедительными аргументами. По мнению читателей, те, кто решил получить MBA, выбирают путь самосовершенствования. Открытость для всего нового и желание развиваться, безусловно, способствуют продвижению по карьерной лестнице, однако не теряют своей ценности и после того, как человек садится в директорское кресло.

В итоге наш рейтинг показывает, что никакая отдельная страна или отрасль не обладает монополией на успех. Это означает, что бизнес-лидерам необходимо расширить радиус поиска успешных моделей управления. MBA-программа, по крайней мере, хорошая, как раз дает такую возможность, особенно, если туда принимают студентов из разных уголков мира. И вот здесь наши рассуждения подтверждаются фактами. Мой коллега из INSEAD профессор Уилл Маддокс (Will Maddux), проводил исследование, доказывающее, что сам факт пребывания за границей в течение длительного периода времени повышает креативность.

Вероятно, наиболее успешными становятся те выпускники MBA, которые способны так смешать все перечисленные ингредиенты, чтобы на выходе получился коктейль под названием «превосходство». Возможно, это как раз те, кто попал в топ-200 нашего рейтинга. Сегодняшним студентам MBA есть о чем задуматься.

Эрминия Ибарра (Herminia Ibarra), преподаватель по организационному поведению, профессор, эксперт в области лидерства и обучения в INSEAD, международной школе бизнеса, имеющей филиалы во Франции, Сингапуре и Абу-Даби. Мортен Т. Хансен (Morten T. Hansen), профессор менеджмента, преподаватель в Школе Информации при University of California, Berkeley, и INSEAD. Урс Пейер (Urs Peyer), доцент, преподаватель финансовых дисциплин в INSEAD.

Другие статьи
Все статьи, Курсы MBA
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket