КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Новости / СМИ и масс-медиа / Роботы отбирают работу у журналистов

Роботы отбирают работу у журналистов

Бунт машин, который описывали фантасты, не за горами. Роботы-пылесосы, умные стиральные машины и тефаль, который думает о нас. И вот роботы грозят отобрать хлеб у журналистов: они научились писать статьи.

Творческий процесс у журналиста сложен и многогранен. Некоторые при подготовке статьи перерабатывают массу информационного материала, другие – общаются с большим количеством экспертов, третьи – насыщаются личными впечатлениями. А некоторым нужен просто допинг в жидкой, твердой или порошкообразной форме.

И производительность труда зависит от специализации журналиста, который создает материал ежедневно и не по одному. Другие – раз в неделю. А третьи – фундаментально: раз в месяц, а то и вообще по настроению, как в той известной притче: «Я рожаю редко, но я рожаю льва». Управлять таким редакционным коллективом сложно. Надо быть одновременно и психологом, и психоаналитиком, и финансистом, и врачом. Но главное – быть самому журналистом.

А тут новое время породило журналистов из неживой материи. Такой новоиспеченный робот-журналист месяц от месяца работает все качественнее и производительнее. Я начинаю задумываться, какое из слов забирать в кавычки: мертвый журналист, робот-журналист или просто ПО? Дошло до того, что Евгений Морозов написал статью под заголовком «Робот украл мою Пулитцеровскую премию»!

В чем суть явления? У журналистов появились конкуренты – пишущие роботы. Американский сайт Forbes начал публиковать статьи, автором которых указан Narrative Science (дословный перевод – «рассказывающая наука»). Это новейшая технология, она позволяет создать связный текст без участия человека. Что характерно: если раньше роботы-журналисты работали только с мертвой статистикой и писали о результатах спортивных матчей или финансовых прогнозах, то теперь они могут составлять и околополитические тексты, отмечает Topnews24.ru.

На медиарынок вышел новый цифровой продукт, вступивший в прямую конкуренцию с живыми людьми. Если до последнего времени «цифра» угрожала печатным версиям газет и журналов, то теперь новые технологии грозят потеснить журналиста на медиарынке. Естественно, человек обиделся. Естественно, человек отреагировал гневно. На Западе появилось большое количество отрицательных рецензий на труды мертвых «журналистов», но это не оказывает никакого влияния на наступление роботов на апологетов живой четвертой власти.

В прессе получили широкий резонанс некоторые удачные заметки от робота-журналиста. Робот брал за основу таблицу или финансовый отчет, выделял главные факты, которые шли в первый абзац статьи, выстраивал композицию и даже придумывал к материалу заголовок, отражающий основное содержание.

Другой пример роботожурналистики – это анализ политических баталий в ходе предвыборной гонки в США. Основой для статьи стал анализ записей в Twitter, и рассказывалось в ней о частоте упоминаний в микроблоге имен кандидатов в президенты от партии республиканцев.

Строго говоря, эти статьи можно отнести по уровню к турду студента журфака первого курса. Эдакая проба пера на новой профессиональной стезе. Но на журналистское сообщество от этих проб пера повеяло могильным холодом. Некоторые подумали, что живой человеческий труд в этой сфере не нужен или будет не нужен в скором времени.
Робот по имени Narrative Science создает текст за несколько секунд всего за $10 по заданному алгоритму и при этом не нуждается в отпусках, медицинской страховке, рабочем месте с кондиционером и т.д. Правда, в создании алгоритмов пока принимают участие журналисты, задавая ключевые слова и темы. Но, видимо, и такого участия человека скоро не потребуется.

У всей этой истории есть и позитивная сторона, связанная с тем, что подобная робототехника может стать для профессионального журналиста хорошим подспорьем в подговке качественных и талантливых материалов. Унылая и серая продукция журналистов-зомби (да простят меня программисты из Narrative Science) хороша для бухгалтерского или медицинского анализа, но абсолютно никуда не годится для живого человеческого восприятия. Поэтому я уверен, что продукция Narrative Science может стать неотъемлемым атрибутом в кабинете профессионального журналиста.
Технические тексты, безусловно, важны для цивилизации, но талантливые статьи, репортажи и очерки, уже не говоря о сатире и юморе, роботам неподвластны.

Но правда и в другом, что роботы-журналисты неизбежно вытеснят серые человеческие личности из редакций СМИ, а общее количество кадров в этой отрасли неизбежно сократится.

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Другие новости
Все новости, Курсы журналистики
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket