КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Психология / Лидерство: всё в одни руки? Неэффективно

Лидерство: всё в одни руки? Неэффективно

Авторитарное лидерство, когда компанией дирижирует один человек, уходит в прошлое. В современном мире (в том числе и в мире бизнеса) не прожить без помощи других людей. Какое оно, лидерство будущего?

Лидеры амбициозного и авторитарного плана при всей своей востребованности, медленно и неуклонно, начинают терять свои позиции в мире. Тренд пошел вниз. Жизнь требует метаморфоз в качествах лидера. Мир в который раз доказывает, что вражда, соперничество не приносят облегчения никому: ни людям, ни тем, кто затевает «кашу».

Не накопительство мы должны взращивать в себе, не ставить единственной целью в жизни – взлет по карьерной лестнице. Качество жизни состоит не в умножении материального благополучия, достижении высокого ранга в межчеловеческих зависимостях, а в развитии способностей и углублении опыта, умении разбираться в непривычных ситуациях и справляться с ними, достижении социальной компетентности.

Авторитарное (амбициозное) лидерство строится на основании: я лучше всех и знаю больше всех, поэтому все остальные – только инструмент для достижения моих целей. Однако связи (деловые, социальные) в обществе настолько усложнились и уплотнились, что человеку одному с ними эффективно не совладать. Требуются навыки, способности, помощь других людей. И амбициозность человека, хоть и полезное качество в жизни, уже не может претендовать на уникальность. Требуются другие, более человеческие, сотрудничающие навыки лидера, которые не обособляют его, а, наоборот, связывают и уравнивают с другими.

Лидерство будущего все более ассоциируется с развитием таких навыков как сотрудничество, уважительное отношение к окружающим людям, социальная чуткость, умение оценивать последствия своих деструктивных эмоций и обуздывать их. Это то, что требует развитие навыков, связанных с понятием «эмоциональная компетентность». Важна не только смелость, решительность, инициативность, но и умение разбираться в людях, управлять своими и чужими эмоциями.

Эмоциональное лидерство

Быть умным, обладать профессиональным мастерством, мало, чтобы быть лидером. Традиционный интеллект, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими.
В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект – EQ. Этим словосочетанием обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками.

Эмоциональные лидеры отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу.

Мы активно развивает наши умственные способности по отношению к предметам окружающего мира, наблюдая и познавая их связи. Становясь «умненькими» и смекалистыми, мы забываем, что вокруг нас есть люди. Уклон только в инженерию, техническую мысль чреват душевным обеднением, потерей истинных ценностей жизни.

Развитие эмоциональных способностей (эмоционального интеллекта) – есть качественное дополнение той душевной пустоты, которая развилась в результате технического перегиба.
Познание эмоций включают в себя овладение 4-мя областями ментальных навыков (своих и чужих эмоций):

Способность безошибочно различать, узнавать и выражать эмоции. Безошибочное восприятие универсальных для всех людей эмоций (счастья, печали, гнева и страха), отображаемых на лице или в голосе другого человека обеспечивает отправную точку для более тонкого понимания эмоций.

Способность иметь доступ и вызывать эмоции для повышения эффективности мышления. Предполагает умение использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции способствующие решению задач. Например, колебания настроения использовать как средство анализа разных точек зрения на проблему, а позитивный настрой – для реализации творческой мысли.

Способность к пониманию эмоций. Каждая эмоция передает свой набор возможных сообщений и действий. Например, гнев указывает на желание напасть или вредить другим; страх – желание убежать, изолироваться от других. Полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях.

Способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями. В пределах, когда эмоции находятся под контролем, т.е. в зоне эмоционального комфорта, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов. Становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других – для того, чтобы продвинуться к достижению личных целей и социальных целей других людей.

Однако немногие понимают, как методологически развивать эмоциональные способности, как правильно «копаться» в своих переживаниях.

В этом вопросе есть ряд моментов, которые необходимо осознать, чтобы поверить в то, как работа над собой позволяет достичь высот.

Наше эмоциональное проживание жизни функционирует в 2-х режимах (по аналогии с бодрствованием и сном):

  • режим активного взаимодействия с факторами внешней среды, при котором мы получаем массу информации и переживаний;
  • режим отстранения от внешней среды и ухода в самого себя.

При этом скорость и частота смены режимов у каждого различная и зависит от ряда факторов, в том числе от потребности в новых впечатлениях; навыков и глубины осмысления пережитого. Назначение активного режима – воспринимать мир во всем своем разнообразии; назначение режима отстранения – осмысливать переживаемое. То, как мы распоряжаемся багажом полученной информациии и переживаний, влияет на качество проживания жизни и наше развитие.

Суть лидерской успешности как раз и кроется в развитости навыка систематического осмысления (познания) пережитых ситуаций и переживаний. Осмыслить – означает сформировать необходимые связи, приводить в соприкосновение переживания со своими внутренними убеждениями, проверять собственные принципы и убеждения на жизнеспособность в каждой конкретной ситуации.

Однако часто люди боятся осмысливать свои переживания и представления (как хорошие, так и плохие), так как это может поколебать их устоявшиеся жизненные принципы и образ мира. Люди страшатся, пусть даже кратковременно, потерять уверенность в себе, боятся соприкасаться со своими слабостями и неудачами – т.к. рассматривают это, как источник болезненных переживаний, сопряженных со страхом. В таких случаях стандартные реакции – избегание травмирующих ситуаций/переживаний или самобичевание и уход в психосоматику. Гораздо реже – активный поиск компромиссных решений с самим собой; еще реже – продуктивная работа с негативным жизненным опытом (в частности, с неудачами). В последнем случае – это реальная помощь в достижении вершин успеха.

Все это можно понять по-человечески, но к формированию лидерского потенциала это не имеет никакого отношения.

Осмысление собственных поступков и переживаний – это, по сути, единственный путь для развития эффективного лидерского поведения. В основе такого поведения лежат принципы нравственности (о них чуть ниже).

Аристотелевское высказывание будет здесь, как раз, к месту: «кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». В понятие «наука» здесь имеется ввиду увлечение технической (умственной) стороной вопроса и принижение ее душевной (чувственной) стороной.

Для работы над собой требуется смелость и мужество. Систематическая работа над собой (своими «тараканами») приводит к тому, что со временем начинаешь чувствовать как «на глазах» меняется система миропонимания. Как доселе незыблемые «на все случаи жизни» заповеди начинают трансформироваться и обрастать, как минимум, условиями для своей применимости (по типу «если…. то…»). Принятие решения все реже связывается с внешнеми и чуждыми принципами «так надо», и все чаще строится, исходя из собственного нравственного понимания ситуации. Уходят, свойственные авторитарным моралям такие качества как категоричность, недоверие, раболепие, гордыня. На смену им приходят уважительность, чуткость, доверие, ответственность.

Лидерство и страх

Сейчас, кстати, хороший повод коснуться темы, связанной со страхом, так как работа над собой – это, по большей части, работа со своим страхом.

Лидерство – это вызовы, а они, как правило, всегда сопряжены с чем-то новым, неизвестным, возможными опасностями и рисками неблагоприятных последствий. Это вынуждает лидера каждый раз встречаться «лицом к лицу» со своим страхом и преодолевать его.

Любая незнакомая ситуация, где нужно испытать себя – делом или терпением – опасна оттого, что мы не знаем, удастся ли нам это. И в этом смысле каждая встреча со страхом – это, по сути, не встреча с той или иной опасностью, а конфронтация, проверка на прочность границ наших компетенций (волевых, самообладания, морально-нравственных).

Люди стараются как можно меньше задумываться над проблемой страха. Мы боимся страха, и потому нас не очень тянет связываться с ним без нужды. Когда же он настигает нас, мы обороняемся изо всех сил. Последствия всего этого – скудные знания об этом явлении.

Люди часто не делают различий между страхом как жизненным явлением, которое является всего лишь впечатлением и боязнью страха – оценкой этого впечатления. Это мешает адекватно сформировать отношение к страху. Отношение к страху, умение работать с ним имеют первостепенное влияние на качество жизни, продуктивность, целевые приоритеты и многое другое. По сути, форма отношения к страху задает человеку смысл жизни, целевые ориентиры и стратегии их достижения.

Если мы наделяем страх такими эпитетами как зло, вредность, ненужность, неуместность, то для нас страх есть враг и излюбленными стратегиями являются бегство от него либо борьба и его уничтожение. Все случаи неуемной жажды власти, влияния, авторитета, материального благополучия, под видом высокомерия – это как раз проявления, строящиеся на установке «страх есть враг». Надуманное презрение к страху или к тем, кто не хочет или не может от него уклониться – визитная карточка такого отношения. Все эти проявления, в конечном итоге, ведут в тупик. Проблемы не разрешаются, а загоняются вовнутрь, становясь хроническими.

Однобокость представлений о страхе приводит к формированию ошибочных оценок событий и примитивности реакций на них. Чтобы почувствовать опору, человек в эмоционально-негативном состоянии старается рационально связать страх с кем-то или чем-то (люди, события), но без искажений это не удается. Отсюда появляются ярлыки и деформированные отношения: люди превращаются во врагов, соперников; события оцениваются как неуместные, вредные или деструктивные. Люди становятся более злобными, подозрительными и обидчивыми. Налицо логическая ошибка в действии: «после этого – значит по причине этого».

Однако есть и другой путь взаимодействия со страхом. Для этого необходимо понять и принять природу страха.

Страх как душевный феномен столь же естествен, сколь и внешние явления – дождь, ветер или гроза. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидировать» страх так же абсурдно, как и желание ликвидировать неприятные погодные явления.

Страх возникает всякий раз, как мы попадаем в ситуацию, которая нам не по силам, во всяком случае, пока. Любое развитие, любой шаг навстречу зрелости связан со страхом. Всё новое, незнакомое, совершаемое или переживаемое впервые содержит, наряду с прелестью новизны, жаждой приключений и риска, еще и страх. Очевидно, развитие, взросление и зрелость во многом связано с преодолением страха.

Вся жизнь – есть процесс освобождения от страха.

Любой страх, даже любая боязнь – предвестники новых познаний и шаги к обретению внутренней уверенности. Для этого страх не надо подавлять или выключать, с ним необходимо уметь «совладать», как бы заключить с ним договор: «Ты (страх) отступишь и поможешь мне тоньше понимать вещи. А за это я предоставлю тебе какое-то пространство».

Страх есть форма бытия, он идентичен чувственному восприятию. Понятно, что из-за того, что страх – ощущение неприятное, оно рефлекторно воспринимается как нечто негативное, а затем эта оценка, столь же эмоциональная, как и сам страх, подкрепляется рационально.

Страх ведет к усиленному переживанию «Я», подталкивает к самопроверке, а она привлекает внимание к решающим моментам. Наконец, страх побуждает нас собраться, сосредоточиться, для того, чтобы оценить ситуацию, а это – если получится как надо – хорошо помогает справиться с предстоящим.

Что значит «оценить ситуацию» в ситуации страха? Это значит быть способным как бы сдержать, отодвинуть конкретное впечатление, прежде чем оно со всей мощью прорвется в душевное переживание, а затем перехватить инициативу и пойти ему навстречу. Такая инициативность при встрече с сильными впечатлениями, с впечатлениями вообще, и есть деятельность «Я»! Благодаря ей мы развиваем самоощущение, самосознание. Такое постоянное взаимодействие впечатления, сдерживания и инициативы на протяжении жизни формирует своего рода эластичную границу между «Я» и миром.

В ситуации оценки события, человек, по сути, должен задать себе 3 вопроса:

  • Владеешь ли ты темой?
  • Действительно ли тебе важно то, что ты собираешься делать?
  • Все ли силы ты собрал, чтобы сделать это как следует?

А если неудача. Человек боится неудач, так как, потерпев поражение, он остается один. Кто по человечески примет проигравшего? Для этого необходимы совершенно иные критерии ценности человека. Кто заслуживает большего восхищения – тот, кому все дается легко, или тот, кто овладевает немногими навыками ценой огромных усилий, снося неудачу за неудачей?

Важная составляющая в феномене «отношение к страху» – это готовность к поражению. Всякая новая задача есть испытание, которое может закончиться и поражением, иначе какое же это испытание? Проблема поражения непосредственно связана с претензией на личный рост. Выкладываясь в полную силу, мы рискуем!

Есть две формы страха поражения: страх перед поражениями, с которыми приходится жить нам всем, а есть и поражение перед страхом – абсолютное поражение, «мать всех поражений», – боязнь страха вынуждает нас капитулировать.

Готовность к поражению требует мужества, смелости. Без мужественного отношения к страху не обретается абсолютно ничего, что придает человеческой жизни смысл и достоинство. В страхе присутствует побудительный характер. Уклонение от него, от столкновения с ним ведет к застою. Когда мы связываем между собой страх перед поражением и готовность к поражению, мы приобретаем смелость и мужество и способность действовать.

Поражение перед страхом возникает тогда, когда человек выбирает своим жизненным принципом – стремление избегать каких-либо поражений. Именно превращение собственной безопасности в самоцель создает питательную среду для страха. В этом случае смелость неудержимо убывает.

Готовность принять поражение есть готовность принять страх. Боязнь страха делает из нас заведомых неудачников: мы опускаем руки перед задачей, даже не успев за нее взяться.

Каждый может обнаружить в себе склонность упускать шансы, лишь бы не сталкиваться со страхом; отказывать в помощи, если она связана с риском. Короче говоря, каждому доводилось быть трусом! И это не повод для раскаяния и угрызений совести, ведь прошлое не изменить, но, возможно, повод решиться как-то исправить положение и в следующий раз не бежать от страха.

Нравственные принципы как основа поведения лидера

Есть лидеры, которые несут с собой негативность (ненависть и зависть, соперничество и недоверие), но при этом провозглашают благую цель. Связывая свою правду с такой целью, стараются «кнутом» затолкнуть «всё и вся» в это «лучшее будущее».

А есть и другая категория, которая имеет такую же благую цель, однако не навязывает собственных идеалов и «без слов на деле» помогает нам состояться в жизни. Цель то одна и та же. Но в одних случаях мы говорим – плохо, в других случаях – хорошо. Что в этом не так?

Чтобы понять, необходимо обратиться к связке: цели – нравственные принципы.

Составной и крайне важной частью лидерства является цель. Вопрос в другом – чья цель? Вопрос может показаться странным, потому что с точки зрения здравого смысла – эта цель может быть только моей и ни чьей более. Но если отодвинуть в сторону этот «здравый смысл», то вопрос окажется очень по существу. Часто цели диктуются обществом в виде клише, предлагая на выбор меню из социально привлекательных целей: создать собственный бизнес, сотворить из себя «гуру» в какой-то области знаний, сделать свою семью счастливой (т.е. не испытывающую ни в чем нужды), и прочее. Сами по себе цели не плохи и являются достойными на определенном этапе жизненного пути. И коль тема статьи связана с лидерством, то не только и не столько содержание цели является определяющим в лидерстве, сколько нравственный принцип, лежащий в ее основе. Что является мотивом нравственности? Откуда исходит источник энергии и инициатив?

Обоснование мотивов своих поступков может строиться и иметь разные основания:

  • Принцип эгоистической нравственности – мотивы поступков определяются исключительно заботами о собственном благе (удовольствии);
  • Принцип заповеди как нравственной необходимости – мотивы поступков определяются стремлением соответствовать системе морали бытующей в обществе;
  • Нравственный прогресс – мотивы поступков определяются пониманием текущих нравственных потребностей ситуации.

Принцип эгоистической нравственности. Конкретное его содержание зависит от того, какое представление составит себе человек о собственном или чужом благе. Что он считает жизненным благом: благополучие, надежду на блаженство, избавление от различных зол и т.д.

Благополучие может видеться как беззастенчивая забота о собственном благе даже ценой счастья других людей (чистый эгоизм) или как забота о чужом благе в надежде извлечь выгоду для собственных интересов и потребностей, или как боязнь причинения вреда другим, дабы не подвергнуть опасности собственные интересы (мораль, основанная на расчете).

Принцип заповеди как нравственной необходимости. Обоснование своего поведения строится на целой системе нравственных принципов. В основе их – авторитарная модель морали. Это нравственное подчинение внешнему авторитету (главе семьи, государству, традициям, церковному авторитету, божественному Откровению) или голосу внутри нас самих, которому обязаны подчиниться (выражением этого голоса является совесть).

Нравственный прогресс. Этот прогресс состоит в переходе от авторитарной морали к действованию из нравственного понимания. На этой ступени нравственности человек отслеживает потребности нравственной жизни и, исходя из их познания и своих идеалов, определяет свои поступки. Такими потребностями являются: всеобщее благо; культурный прогресс (нравственное развитие человечества ко всё большему совершенству).

Максима всеобщего блага – это не какое-то определенное представление об этом благе, а принцип, по которому человек старается сделать все, что, по его мнению максимально способствует благу всего человечества.

Лидером можно стать!

И даже кажущаяся природная обделенность в таких основополагающих лидерских качествах как настойчивость, агрессивность, импульсивность и экспрессивность уже не может рассматриваться как помеха. Сознавая природу своих страхов, изменяя отношение к окружающим с позиции «друг, а не враг», воспитывая в себе нравственные качества – это и есть путь лидера. Этим можно и нужно заниматься всю жизнь, как индивидуально, так и в групповой работе. Помощь профессиональных консультантов: выбор упражнений, мониторинг их прохождения, обратная связь – все это создает необходимую безопасность и качество, и этим нельзя пренебрегать.

Если вы хотите иметь больше того, что имеете сейчас, надо делать что-то отличное от того, что вы делали прежде. Ваша мечта всегда находится за пределами зоны комфорта и связана с непривычным. Чтобы воплотить ее в реальность, надо выходить из зоны комфорта и превращать непривычные вещи в привычные. И тогда знаменитый афоризм – «бойся желаний – они сбываются» – станет вещим.

Другие статьи
Все статьи, Курсы психологии
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket