Опросы показали, что более 80% руководителей с тревогой относятся к критике от подчинённых. Кто-то считает, что на конструктивную критику сотрудники не способны, а критиканство вещь малоприятная. Кто-то готов слушать замечания только из уст уважаемого им профессионала. Даже очень аккуратная и грамотная критика задевает наше самолюбие. Но если ваш обычный сотрудник решился на критику в ваш адрес, что с этим можно сделать? Как реагировать? Во-первых, радуйтесь — значит, ему не всё равно! А ещё это значит, что ваш стиль управления даёт сотрудникам возможность высказывать своё мнение. Ведь обычно сотрудники боятся гнева начальства и не рискуют говорить то, что думают, тем более, напрямую. Во-вторых, радуйтесь — вы можете получить бесценную информацию, если правильно себя поведете. Известно: не ошибается тот, кто ничего не делает. И, если бы всё было совсем плохо, вас бы не критиковали, от вас бы просто уходили.
Психологи называют конструктивную критику "подарком", и это неслучайно. Одна из черт зрелой личности и сильного управленца — умение правильно реагировать на критику и извлекать из неё максимум пользы. "Отделить мух от котлет". Разобраться с эмоциями — своими и вашего оппонента Часто мы реагируем не на содержание критики, а на её форму. Сотрудник может быть излишне эмоционален и высказываться резко. Он может быть расстроен или встревожен, и даже испуган вашими действиями или ситуацией в организации. Ваш критик может говорить вам о серьёзной ситуации в фирме, о тех ошибках, которые не дают настроить эффективную работу, и только ваши эмоции могут помешать вам, услышать и найти конструктивное зерно в его словах. Есть один секрет: для того, чтобы не фиксироваться на собственных эмоциях, не "упасть" в обвинения и оправдания, попробуйте сфокусироваться на том, что говорит и чувствует ваш сотрудник. Поднимитесь над ситуацией, понаблюдайте, изучите, проведите своё "независимое расследование". Вам важно узнать: Представление сотрудника о ситуации (действительно ли ваши действия повлияли на неё, или это системная ошибка). Его интересы (возможно, у сотрудника есть карьерные амбиции, или какие-либо несбывшиеся ожидания, и его излишняя эмоциональность связана с разочарованием). Его опасения (очень часто сотрудники не могут понять причины и источник своего стресса. Часто критик просто приходит за помощью и поддержкой. Иногда достаточно просто чуть больше рассказать сотруднику о работе или успокоить, показав, что ситуация под контролем). Единственный ли он недовольный ситуацией сотрудник. Как давно это недовольство зреет.
Можно попросить сотрудника сформулировать письменно свою критику. Написание поможет структурировать мысли. Если написать не получается, расспросите сотрудника подробнее о том, что его беспокоит. Постарайтесь быть объективным, не реагируйте на эмоции, не угрожайте, иначе ваш критик замкнется. Важно понять — это картинка, которую видит сотрудник, она неполная, т.к. сотрудник не знает то, что знаете вы, как начальник. И субъективная. Но очень важная для вас. Вы сейчас изучаете ситуацию в вашей фирме, чтобы понять, насколько глубока и системна проблема. Что точно нельзя делать: Найти конструктив У сотрудника много энергии — давайте направим её в правильное русло. Возможно, у него есть идеи и даже силы для того, чтобы сделать работу более эффективной. Критик недоволен. А какие у него предложения? Задайте вопросы и дайте время подумать, что можно сделать с этой ситуацией. Даже если ваш подчинённый не сможет предложить вам своё решение, вы уже выиграли, притом несколько раз: вы узнали, что происходит в фирме, и сняли первичное напряжение, которое грозило конфликтом. По материалам ПСИ-ФАКТОР
|