КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Психология / Как переубедить собеседника

Как переубедить собеседника

Есть два способа восстановить гармонию с окружающим миром. Можно изменить его, что удается далеко не всем и не всегда. А можно изменить свое отношение - сочинив миф. Когда вам надо в чем-то переубедить человека, следует помнить о "большой книге мифов" в его голове.

В общественном сознании есть три основных стереотипа: миф, догма и утопия. Мифы человек придумывает сам, когда желает примириться с действительностью. А вот догму внедряют в сознание со стороны, из среды власть имущих или оппозиции. Чтобы человек ее принял, догму маскируют под миф. Утопия представляет собой сложную конструкцию из взаимосвязанных мифов и догм. Как учитывать мифы, догмы и другие иллюзии (равно как и вполне резонные убеждения, основанные на здравом обобщении конкретного опыта), когда перед вами задача изменение чьего-либо мнения или даже мировоззрения?

1. Никогда не атакуйте на слишком широком фронте. Не трогайте того, что вам не нужно для достижения вашей речевой цели. Выделите утверждаемую или опровергаемую вами идею из круга сопряженных идей и четко оговорите это. Не ставьте слишком больших целей – рассчитывайте свои силы.

2. Помните, что, переубеждая человека, вы производите своего рода хирургическую операцию на его сознании. Подумайте, как причинить ему поменьше боли.

Постарайтесь выделить в атакуемой идее ее ценностное ядро в сознании данного собеседника, спросив прямо: за что вы любите эту идею, принцип, деятеля и т.п.? Подумайте, чем новая идея может быть для него привлекательнее старой.

3. Посмотрите, нельзя ли противостоящую вам идею или какую-либо ее часть обернуть в вашу пользу, найти и развить какой-то общий элемент в старом и новом и показать, что этот элемент лучше работает в предлагаемой вами новой мировоззренческой схеме. Так, во время Гражданской войны многие офицеры бывшей царской армии пошли за Лениным, потому что увидели в нем нового царя, а потеря поместий и дворянских привилегий не смутила их.

4. Не наступайте на чужие мозоли: чем абсурднее миф, тем крепче люди держатся за него, т.к. недостаток фактов и логики приходится компенсировать слепой верой, отметающей все возражения с порога. «Верую, ибо абсурдно», – говорил в конце II в. н.э. богослов Тертуллиан.

5. Умейте присоединить к не противоречащей вам идее свою идею как бы в развитие первой, подобно тому, как садовник прививает побег одного дерева на другое. Многие лозунги марксизма, вошедшие в программы коммунистических партий: «Не трудящийся да не ест», «Кто был ничем, тот станет всем», – взяты из идейного арсенала христианства.

6. Умейте отделить в идее ее словесную, лозунговую форму от реального культурного, профессионального или социально-политического содержания. Нередко содержание идеи и форма расходятся, старая словесная форма наполняется новым содержанием, умело приноровленным к чьим-то нуждам, а старое содержание, т.е. идея как таковая, обретает новую словесную оболочку.

Возьмем для примера понятие социализм. В классическом марксизме он понимался как первая фаза коммунизма, но в эпоху горбачевской перестройки стал трактоваться как экономически многоукладный и политически либеральный строй с «человеческим лицом». Затем и этот социализм был предан анафеме.

7. Нельзя отнять у человека веру, не дав ничего взамен. Вместо идеи, которая опровергается, надо непременно дать иную, лучшую. Критики, способные лишь опровергать, могут иметь успех только в относительно короткий период великой ломки идеалов. В поиске новых идей – общенародных или групповых – победит тот, кто наиболее органично задействует глубинную сферу стереотипов данного сообщества и, прежде всего, коренных матриц общественного сознания, символов народной души – архетипов, по К.Г. Юнгу.

Другие статьи
Все статьи, Курсы психологии
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket