КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Инноватика и инновации / Российской аспирантуре нужна реформа

Российской аспирантуре нужна реформа

Аспирантура в России требует перемен. О широте и глубине российских диссертаций, о том, где не стоит работать аспирантам и необходимых реформах размышлял проректор по образованию Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Тимоти О"Коннор.

– Господин О"Коннор, в чем основные отличия обучения в аспирантуре в России от постдипломного образования на Западе?

– Формальных отличий много, но большая их часть связана с тем, что в России есть кандидатская степень и есть докторская, тогда как, допустим, в США - PhD. Получается, что американское или британское постдипломное образование совмещает российские аспирантуру и докторантуру.

Важным мне представляется различие, связанное со сроками. В России они жестче, аспирант должен по прошествии трех или четырех лет защитить работу. На Западе никаких сроков – если человек может написать диссертацию за год, никто не будет держать его в университете лишние два. Если он по каким-то причинам пишет десять лет – его право. Думаю, это связано с особенностями финансирования: в России вузы учат за государственные деньги и поэтому ограничены в сроках.

Другое отличие касается диссертационной работы. В России, по крайней мере, в технических специальностях, тему диссертации формулируют очень узко – возможно, слишком. На Западе тему формулируют гораздо шире. При этом «широта» не всегда подразумевает «глубину».

Прочие различия, на мой взгляд, невелики. Задачи постдипломного обучения одинаковы в России и на Западе: подготовка кадров, способных проводить самостоятельные исследования в определенной области. Обучение выглядит сходно – аспирант занимается самостоятельно.

– Отличаются ли качественно кандидатские работы в России от тех, что защищают на Западе?

– Я бы не сказал. Дело в том, что, например, и в США, и в России есть две противоположные точки зрения относительно кандидатской диссертации – это последняя студенческая работа или первое исследование молодого ученого, которое можно публиковать как монографию? Ответ зависит исключительно от той или иной научной организации. Причем, на мой взгляд, и в США, и в России, независимо от того, как научный коллектив отвечает на этот вопрос, диссертации эти всегда есть нечто промежуточное между студенческой работой и нормальным научным исследованием.

– Стоит ли аспиранту работать где-то за пределами университета?

– И на Западе, и в России ответ один: ни в коем случае. Только наука, она царь и Бог. Мой ответ не так однозначен: смотря чему он учится и где работает. Если человек после аспирантуры будет применять свои знания в бизнесе, ему полезно начать работать в коммерческом секторе еще во время обучения. Работает он, например, кадровиком и учится в аспирантуре по связанной с работой специальности. Ему нужно работать – там все обучение преимущественно должно быть построено на анализе кейсов, а реальные случаи всегда предпочтительнее.

Но если аспирант занимается теорией, все внимание ему стоит уделять учебе, и хорошо, если он может нормально прожить на стипендию.
Плохо, когда человек учится по одной специальности, а работает по другой. Зачем ему аспирантура? А вуз несет ответственность за результат обучения. Предполагается, что на выходе человек получает какие-то практические навыки, а тут все впустую.

– Что нужно предпринять для обеспечения успешного обучения аспирантов?

– В первую очередь нужно обеспечить возможность учиться и заниматься исследованиями без поиска работы в не имеющей отношения к специальности сфере. Можно работать в научных подразделениях. Кое-где это уже делается.

Для технических специальностей требуется современное оборудование. В России с этим не так плохо, как часто говорят. Национально-исследовательские технологические университеты обеспечены очень хорошо. Когда я только начал работать с МИСиС, я был приятно удивлен. Да, есть университеты, где материально-техническая база хуже. Но нехватка качественного оборудования – общая проблема технического образования. В США, скажем, далеко не все университеты хорошо оборудованы.

Для аспирантов очень важна профессиональная среда, готовность старших коллег делиться знаниями, привлекать молодых исследователей для участия в конференциях, научных проектах. К сожалению, здесь все зависит от конкретного коллектива – везде.

– Какие изменения необходимы российской аспирантуре в ближайшее время? 

– Я думаю, сближение российской системы с западной продолжится. Мне представляется, тут следует быть осторожнее и с большим уважением относиться к своим традициям. Вот сейчас встает вопрос, что такое кандидатская диссертация. Обычный ответ – PhD. Но тогда что такое докторская? Нужно аккуратнее подходить к понятиям. Я полагаю, в ближайшее время придется изменить сроки обучения в аспирантуре. Три года для всех специальностей – это неправильно. Кандидатскую по математике можно и за год написать. А для философии и трех лет мало. Сроки должны стать более гибкими.

Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
Источник: www.ria.ru

Другие статьи
Все статьи
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket