Бортпроводники входят в рядовой состав не только воздушных, но также и водных судов. Они заботятся о том, чтобы пассажирам было комфортно в пути, чтобы их путешествие прошло без происшествий. Эта профессия по праву считается одной из самых романтичных. Бортпроводники на международных рейсов могут побывать в самых разных уголках света, посмотреть на дальние страны и их жителей. Но и плата за такую экзотику высока: работа у них нелегкая и довольно опасная. Поэтому претенденты на эти вакансии проходят довольно строгий отбор. Сейчас в обязанности стюардов входит обслуживание пассажиров, оказание им при необходимости первой медицинской помощи, поддержание чистоты на борту судна. Первым проводникам (в 20-30-ые годы) приходилось довольно тяжело: их обязанностью было носить ведра с топливом, чтобы дозаправить самолет во время промежуточных посадок между пунктами назначения. А когда они добирались до места, стюардессы загоняли судно в ангар, выгружали багаж, взвешивали его и пассажиров, делали уборку в салоне и даже чистили обувь пассажирам. Сейчас обязанности стюардесс не столь тяжелы. И все же требования к кандидатам достаточно жесткие. У разных авиакомпаний требования варьируются, в целом же картина такова. Предпочтительный возраст – 20-29 лет, рост 160-180 см, росто-весовые показатели должны соответствовать медицинским нормам (S7 желает видеть на борту стюардесс с размером одежды не более 46). Во внешности стюарда не должно быть ничего специфического, вызывающего: татуировок на открытых участках тела, заметных шрамов, металлических коронок. Цвет глаз и волос непринципиальны, исключены лишь экстремальные неестественные оттенки шевелюры. Стюардам необходимо обладать приятным голосом, четко и без дефектов артикулировать. Обязательное требование – крепкое здоровье, ведь условия работы у стюардов тяжелые. Они постоянно испытывают физические и психологические нагрузки. Слух, зрение и вестибулярный аппарат должны быть в идеальном состоянии. Внутренние органы должны быть в идеальном состоянии, нервно-психические расстройства исключены. К образованию требований практически нет. Приветствуется средне-специальное, высшее или неоконченное высшее образование, желательно медицинское или психологическое. У медработников, педагогов, официантов и барменов больше шансов получить работу. Важно хорошо владеть языком, уметь связно излагать свои мысли. На международных рейсах важно уметь излагать их на одном-двух иностранных языках. Компании, оказывающие услуги дополнительного образования, проводят курсы бортпроводников. Но если решили работать в небе, посмотрите вакансии, подберите компанию и узнайте, не организуют ли они курсы для своих будущих сотрудников. Это довольно распространенная практика. Сначала специальная комиссия проводит собеседования и тесты, на основании результатов которых отбирает сотрудников. Психологические тесты позволяют измерить, насколько будущие стюарды коммуникабельны, терпеливы, дружелюбны, стрессоустойчивы. Если результаты тестов и собеседования удовлетворяют комиссию, кандидат отправляется на врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Когда все испытания успешно пройдены, человека принимают на должность стажера и отправляют на курсы первичного обучения. Длится оно в среднем два месяца, а для проводников-международников – до трех. В процессе обучения проводники пополняют словарный запас (учат профессиональную фразеологию, разговорные выражения). Курсанты узнают международное законодательство, знакомятся с политикой и культурой разных стран, иностранным менталитетом. И, конечно, учатся подавать еду и сервировать тележки. В конце курсов стажеры сдают экзамен. Только в случае успешной сдачи стажера допускают к полетам (надо налетать 30 часов). И лишь после этого новичку выдают свидетельство бортпроводника третьего класса. Это интересно Первой советской стюардессой стала Эльза Городецкая, совершившая свой первый полет 5 мая 1933 года по маршруту Москва-Ашхабад на борту 21-местного самолета «ПС-84». Эльза была членом экипажа, но числилась лишь буфетчицей.
|