КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Молодым специалистам и молодежи / В чем измеряется успех?

В чем измеряется успех?

Присвой организацию, в которой работаешь, или уходи. Иначе успеха не добиться. Бизнес-психолог Петр Рыженков размышляет о том, что такое успех и почему заработать много денег - не значит стать успешным.

Становление и развитие современной деловой культуры в нашей стране во многом определяется ориентированностью общества на западную систему ценностей и моделей поведения. Поэтому одними из ключевых понятий стали успех и карьера. И тем не менее, большинство представителей российского среднего бизнеса, не говоря уже о руководителях низшего звена, не мыслит себя в терминах карьеры. Успеха хочется всем, а карьера как некая технология достижения успеха в их представлении отсутствует.

В России практически не проводятся карьерные тренинги, консультации по планированию и развитию карьеры. Люди не хотят платить деньги за что-то, кажущееся им очевидным. Успех вообще понимается нами как нечто внешнее: высокий уровень доходов, недвижимость за границей, дорогие автомобили и прочее. Но это еще не успех сам по себе. Успех – это субъективное ощущение достижения цели, удовлетворенности сделанными усилиями. Например, человек может иметь высокий социальный статус, богатство, но в то же время не ощущать собственной успешности. Поэтому важно не только материальное, но и моральное вознаграждение за проделанную работу.

Важнейшие составляющие карьеры – обучение и самообучение. Это осознали топ-менеджеры, которые стали направлять руководителей среднего звена своих компаний на различные бизнес-тренинги и семинары, в том числе и в наш Центр психологии. И что меня поражает, так это отношение людей к обучению. Слушатели не мотивированы на восприятие новой информации. Их задача сводится по сути к тому, чтобы отсидеть положенное количество часов, «потому что руководство так сказало», вместо того, чтобы брать от тренингов максимум. Обучающихся с удовольствием, к сожалению, немного.

Возможно, это происходит потому, что у людей возникает стойкое убеждение о неприменимости полученных на тренингах знаний в реальной жизни. И поскольку наша модель управления бизнесом, да и вообще вся система обучения менеджеров заимствована у Запада, со стороны наших слушателей нередки заявления, что, мол, это не наша ментальность, это не для нас, не для наших российских условий. На деле же я знаю достаточное число примеров компаний, где все эти схемы успешно применяются. Система менеджмента может быть адаптирована под какие-то конкретные условия, но в целом-то принципы управления – одни и те же.

Хотите никогда не работать?

Весьма распространена модель поведения, когда сотрудники чувствуют свою отчужденность от организации как таковой. Эти люди работают ровно настолько, насколько им платят, выполняя необходимый минимум требований – лишь бы не выгнали. Как правило, это происходит потому, что люди живут с ощущением социальной несправедливости и неудовлетворенности собой.

Петр Ермолаевич Рыженков , руководитель Центра психологии Новосибирского государственного университета, бизнес-психолог

Я уверен, что самый лучший вид самообучения и саморазвития – это использование организации как экспериментальной площадки для себя. Нужно присвоить себе организацию, в которой работаешь. Организация не есть что-то чуждое мне. Поскольку я провожу там одну треть своей жизни, то это есть мое. И нужно радоваться, что организация предоставляет рабочее место, дает задания. Это есть повод моего профессионального роста. Рабочее место я могу и должен использовать как пространство и возможность для своего развития. Не просто приходить на работу и делать что-то от и до, а выкладываться, пытаться экспериментировать, развивать организацию и самому развиваться профессионально. На мой взгляд, это и есть наиболее оптимальный и эффективный способ достижения успеха.

Полюбите то дело, которым занимаетесь

Рей Бредбери однажды спросил своих студентов: «Хотите никогда не работать?». Они говорят: «Хотим» – «Полюбите то дело, которым занимаетесь». Действительно, трудно делать дело, которое не любишь. Но здесь еще есть способность самого человека – отчуждать все от себя или присваивать. Присвой себе организацию или уходи, иначе ты принесешь вред не только себе, но и компании. Ты выхолащиваешься, у тебя возникают комплексы, стрессы, ты не реализуешь себя как личность. А это самое важное для человека. Но и ты одновременно не помогаешь организации, потому что являешься для нее балластом.

Если я что-то делаю с интересом, пытаюсь себя проявить, предлагаю какие-то идеи, пусть даже не востребованные руководством сегодня, – это только плюс. Я развиваю свой интеллект и свои профессиональные навыки. В любом случае, повышаю свою ценность на рынке труда.

Не всякий руководитель способен быть лидером

Еще одно из ключевых понятий в менеджменте – лидерство. Не всякий руководитель способен быть лидером в своей команде. Лидер – это не просто глава организации, но тот, кто воодушевляет, развивает, ведет за собой коллектив. Зачастую руководители не обладают ни харизмой, ни авторитетом, столь необходимыми для лидерства. Сотрудники подчиняются таким руководителям только по причине формальной иерархии.

Психологические тренинги по лидерству высоко востребованы на рынке. Люди заинтересованы в собственной уверенности, карьере, успешности, конструктивности жизненных ценностей, развитии себя как личности, повышении внутреннего потенциала. Множество компаний уже сегодня начинают задумываться над повышением эффективности работы своих сотрудников, систематическом обучении как менеджеров среднего звена, так и самих руководителей. Понятно, что в любой компании карьерный и личностный рост специалиста ограничен неким «потолком», и зачастую руководители боятся вкладывать деньги в повышение квалификации собственных сотрудников из боязни однажды потерять ценных работников, которые предпочтут уйти – кто на более высокую должность в другой компании, а кто ради открытия собственного дела. Я думаю, что этого не стоит бояться. Если в организации созданы хорошие условия для личностного роста, туда будут тянуться успешные люди, не эти – так другие. Это сродни воспитанию детей.

Руководить большой командой «на глазок» нельзя

Одна из основных проблем современных российских компаний – отсутствие четко определенных сфер ответственности между звеньями бизнес-команды. Каждый уровень пытается переложить вину ответственности на другой. Сотрудники ощущают себя винтиками, не способными повлиять на ход работы всего механизма. Нет позитивной мотивации труда: преобладает кнут, а не пряник. Руководители хотят видеть своих подчиненных инициативными и активными, но в то же время требуют безропотного исполнения поставленных задач. Неразвита система переговоров внутри компаний, существуют проблемы с распределением обязанностей в коллективе, организацией и вознаграждением труда. Люди находятся в конфликтных условиях, и как результат – разобщенность, неслаженная работа команды.

Психологические бизнес-тренинги и семинары призваны помочь компаниям в решении такого рода проблем. Руководители разрабатывают вместе с психологами системы мотивации сотрудников, учатся правильно ставить цели, делегировать ответственность, правильно проводить совещания и собеседования, выстраивать слаженную команду, совершенствуют свои управленческие навыки. Практика показывает, что до какого-то этапа развития фирмы важность соблюдения правил межличностной коммуникации не является очевидной. Но рано или поздно наступает момент осознания того, что обучение необходимо, потому как руководить большой командой «на глазок» уже нельзя.

Другие статьи
Все статьи, Обучение молодых специалистов
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket