Цели семинара:
-
систематизация знаний участников семинара по основным принципам программы микрокредитования;
-
ознакомление участников семинара с особенностями процесса кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
-
определение составляющих кредитного цикла при работе с клиентами – субъектами малого бизнеса;
-
определение роли каждого инструмента проведения финансово-экономического анализа деятельности заемщика;
-
формирование у участников семинара умений и навыков определения платежеспособности заемщика в процессе различных видов экономической деятельности путем решения практических заданий.
Содержание семинара:
1. Малый бизнес, как субъект хозяйственной деятельности.
2. Роль и место малого и среднего бизнеса в клиентской базе банков (целевая группа, критерии отбора проектов с учетом особенностей предпринимательской среды).
3. Особенности процесса кредитования клиентов малого и среднего бизнеса.
3.1. Организация эффективной работы подразделения кредитного бизнеса для МСБ.
3.2. Упрощенные формы отчетности и налогообложения заемщиков.
3.3. Отсутствие стандартизированных подходов к оценке финансового состояния клиентов – субъектов МСБ.
4. Кредитный цикл:
4.1. Поиск и привлечение клиентов (цель, виды, способы).
4.2. Финансово-экономический анализ:
4.2.1. Анализ реальной картины бизнеса клиента:
4.2.1.1. Составление и анализ отчета о прибыли и убытках:
-
выручка;
-
наценка, себестоимость;
-
валовая прибыль, маржа;
-
затраты по бизнесу;
-
прибыль от бизнеса.
4.2.1.2. Посторенние и анализ реального баланса клиента:
А) Актив:
-
касса;
-
сбережения;
-
счета к получению;
-
сроки погашения дебиторской задолженности;
-
предоплата за товар, работы, услуги;
-
ТМЗ и оборачиваемость;
-
основной капитал;
-
инвестиции и капитальные вложения.
Б) Пассив:
-
кредиты, займы;
-
счета к оплате;
-
товарный кредит;
-
предоплата покупателей;
-
расчеты с бюджетом;
-
задолженность по зарплате;
-
сроки погашения кредиторской задолженности.
В) Собственный капитал.
4.2.1.3. Расчет и анализ финансовых показателей:
-
ликвидности;
-
оборачиваемости;
-
маневренности;
-
доли собственного капитала;
-
покрытия прибылью и денежным оборотом;
-
соотношения размеров бизнеса и кредита.
4.2.1.4. Анализ нефинансовой информации:
-
уровень менеджмента;
-
конкурентная среда;
-
диверсификация направлений деятельности;
-
взаимосвязь семьи и бизнеса.
4.2.2. Перекрестная проверка (cross-checking).
4.3. Виды и достаточность приемлемого обеспечения.
4.4. Подготовка Резюме клиента и доклад на кредитном комитете.
4.5. Мониторинг клиента и кредита:
-
Виды мониторинга.
-
Цель, задания и влияние мониторинга на качество кредитного портфеля.
5. Практическое применение методики микрокредитования. Определение платежеспособности субъекта МСБ на примере разных видов деятельности:
5.1. Торговля;
5.2. Производство;
5.3. Сфера услуг.