Тема 1. Общие вопросы профессионального общения
1.1. Формы, функции и особенности общения как деятельности Определение психологии и ее основных отраслей. Определение общения как вида деятельности человека. Классификация общения: межличностное, императивное, манипулятивное, деловое, массовое. Стиль общения: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-бытовой. Функции общения: информационно-коммуникативная, прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание отношений, внутриличностная. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
1.2. Место общения в профессиональной деятельности. Виды и формы профессионального общения. Определение профессиональной деятельности. Профессиональное и трудовое определение личности. Особенности профессионального общения: цели, задачи, продуктивная деятельность. Основные виды профессионального общения: служебное и общение во внерабочее время; прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное). Основные формы профессионального общения: выступление, беседа, совещание, переговоры, спор, дискуссия, мозговой штурм, деловая переписка и телефонный разговор.
1.3. Этические принципы профессионального общения. Определение этики. Отличие деловой этики от общечеловеческой этики: отрицание и соблюдение этических норм в профессиональном общении. Основные этические правила профессионального общения: деликатность, вежливость, тактичность, скромность. Три основных вектора профессиональной этики: нисходящая этика, восходящая, горизонтальная. Современные принципы деловой этики по Л.Хосмеру.
Тема 2. Основы самопрезентации
2.1. Особенности восприятия личности в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия. Понятие перцепции и социальной перцепции. Функции перцептивной стороны общения: межличностное восприятие, установление взаимопонимания, взаимовлияние. Эффекты межличностного восприятия: стереотипы восприятия, предрассудки и предубеждения, «эффект ореола», фактор превосходства, фактор статуса, фактор «отношения к нам», каузальная атрибуция, эффект снисходительности, фаворитизм. Определение понятий: идентификации, эмпатия, рефлексия, аттракция. Репрезентативные системы восприятия: визуальная, аудиальная, кинестетическая.
2.2. Деловой имидж и создание образа. Определение понятий имидж и стиль. Особенности делового имиджа. Функции имиджа: ценностные и технологические. Свойства имиджа: известность: адресность, активность, пластичность, динамичность, истинность. Основные факторы имиджа: модель поведения, внешность. Манера общения.
2.3. Самопрезентация и подготовка к собеседованию при трудоустройстве. Определение самопрезентации. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления. Основные блоки составления резюме. Основные виды интервьюеров: игнорирующий, провоцирующий, невозмутимый, дружелюбный, грубый.
Практическое занятие: диагностика представлений о себе «Окно Джохари», упражнение «Самопрезентация».
Тема 3. Трудовой коллектив как социальная группа
3.1. Стиль управления, функции и принципы управления в организации. Определение понятий трудовой коллектив, рабочая группа и управление. Функции управления: планирование, организация, распорядительство, координирование, контроль. Принципы управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, вертикаль власти, порядок, справедливость, постоянство состава, инициатива, единство. Основные стили управления: авторитетный, авторитарный, демократический, либеральный. Формальные и неформальные лидеры и лидерские качества личности.
Практическое занятие: диагностика лидерских и коммуникативных навыков (методика КОС), развитие лидерских качеств.
3.2. Структура рабочей группы. Профессиональные роли и отношения. Основные виды рабочих групп: пирамидальная, случайная, открытая, синхронная. Стадии развития рабочей группы: формирование, проба сил, становление, функционирование, сплоченность. Социальная и социально-психологическая структуры группы. Сферы отношений в рабочей группе: профессиональная, ценностно-мировоззренческая, межличностная. Ролевые и функциональные отношения в группе.
Практическое занятие: изучение функционально-ролевых отношений в группе.
Тема 4. Место личности в профессиональном общении
4.1. Структура и типы личности в профессиональном общении. Определение понятий индивид, личность и индивидуальность. Структура личности в разных психологических теориях. Психоанализ: Эго, Суперэго, Ид. Юнгианский анализ: архетипы, персона, тень. Транзактный анализ: детское, родительское и взрослое Эго-состояние. Гуманистическая психология: потребности и самоактуализация личности.
4.2. Характеристики личности, определяющие особенности профессионального общения и деятельности. Основные черты личности: темперамент, характер, потребности, мотивация, способности. Иерархия потребностей по А.Маслоу. Направленность личности в деятельности. Типы сотрудников в организации: агрессор, жалобщик, ребенок, максималист, молчун, мститель, ложный альтруист.
Практическое занятие: диагностика основных характеристик личности (темперамент,характер, мотивация, локус контроля)
4.3. Профессиограмма и профессионально важные качества. Определение понятия «профессиограмма». Основные блоки составления профессиограммы: характеристика профессии, требования к специалисту, профессионально важные качества, качества, препятствующие профессиональной деятельности, области применения профессиональных знаний, смежные профессии, учебные заведения. Значение профессионально важных качеств при подборе персонала.
Практическое занятие: составление профессиограммы своей профессии.
Тема 5. Методы и средства общения
5.1. Особенности вербальной коммуникации. Основные средства общения: вербальные и невербальные. Особенности вербального общения. Речь как основное средство общения: речевая деятельность, культура речи. Виды слушанья: направленное, эмпатическое, нерефлексивное, активное рефлексивное. Эффективность передачи информации: синтаксическая адекватность, семантическая адекватность, прагматическая адекватность. Сложности при восприятия информации.
Практическое занятие: развитие навыков активного слушанья и передачи информации.
5.2. Особенности невербальной коммуникации. Определение и виды невербального общения: мимика, жесты, проксемика, такесика, просодика. Факторы, определяющие эффективность невербальной коммуникации: национально- культурные, профессиональные, состояние здоровья, половозрастные, статусные. Основные типы жестов: открытость, размышление, доминирование, отрицание, неискренность, скрытность. Понятие личных границ. Конгруэнтность при передаче информации.
Практические занятия:
-
1) анализ мимики и жестов (на основании видоматериала);
-
2) развитие навыков невербального общения.
5.3. Взаимодействие как основное средство профессионального общения. Общение как взаимодействие субъектов. Уровни взаимодействия в теории транзактного анализа: скрытые и явные транзакции. Основные виды взаимодействия: демагог, коллега, шалун, профессор. Сотрудничество в профессиональном взаимодействии: групповые цели, распределение обязанностей, руководство и контроль.
Практическое занятие: формирование направленности на сотрудничество.
5.4. Барьеры общения и способы их преодоления. Критерии оценки эффективности коммуникации. Барьеры взаимодействия: мотивационный, компетентностный, этический и стилистический. Барьеры восприятия и понимания информации: эстетический, статусный, эмоциональный, состояние здоровья, психологические защиты, установки, барьер двойника. Коммуникативные барьеры: семантический, логический, фонетический, барьер модальности, барьер характера, невежливость. Способы преодоления барьеров общения.
Практическое занятие: развитие навыков преодоления барьеров общения.
Тема 6. Профессиональная коммуникация
6.1. Основные формы профессиональной коммуникации. Техника ведения беседы. Основные формы профессионального общения: деловая беседа, публичное выступление, переговоры, дискуссия и спор. Основные характеристики и цели деловой беседы. Этапы ведения деловой беседы: подготовительный, основной и заключительный. Основные приемы на разных этапах ведения беседы. Способы передачи информации: идентификация, оценка мотивов и информированности, оценка языка собеседника, переход от монолога к диалогу, наблюдение за реакцией
6.2. Публичное выступление. Основы риторики. Основные правила риторики: отработка риторических навыков, подготовка к выступлению, поведение во время выступления. Принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. Использование коммуникационных эффектов в публичном выступлении. Этапы организации публичного выступления: подготовка к выступлению, непосредственно выступление, анализ выступления.
Практическое занятие: развитие навыков публичного выступления.
6.3. Дискуссия и спор в профессиональном общении. Правила убеждения. Определение, характеристики и функции делового спора. Организация спора: определение предмета спора, определение позиций участников, согласованность терминологии, поведение участников в споре. Тактические приемы спора: корректность, доброжелательность, восприимчивость, условное принятие, прием бумеранга, подхват реплики, довод к человеку, апелляция к публике. Правила убеждения: правило Гомера, правило Сократа, правило Паскаля, эмпатия, слушанье и др.
Практическое занятие: развитие навыков отстаивания своей точки зрения.
Тема 7. Конфликты и манипуляции в профессиональной среде
7.1. Способы манипулировании в процессе общения. Распознавание и противостояние манипуляциям. Определение понятий манипуляция и манипулятор. Психологические механизмы воздействия при манипуляциях: суггестия, заражение, побуждение, обесценивание, игнорирование. Манипулятивные тактики: слухи, угрозы, провокации, дезориентация, имитация сотрудничества, деловое взаимодействие. Распознавание и противодействие манипуляциям.
Практическое занятие: развитие навыков уверенного поведения и противостояния влиянию.
7.2. Причины, виды и функции конфликтов. Особенности конфликтов в организации. Определение конфликтной ситуации и стратегии поведения в конфликте. Причины конфликтов в организации: информация, несовпадение позиций, дефицит материальных ценностей, особенности восприятия, ценности, конфликтные личности, агрессивные реакции, социально-психологическая несовместимость. Виды конфликтов: внутрилич-ностные, межличностные, межгрупповые, горизонтальные, вертикальные. Основные функции конфликтов в организации: интеграция, активизация, сигнализация, инновация, трансформация отношений, профилактика.
7.3. Стратегии решения конфликтов. Управление конфликтами в организации. Стадии развития конфликта: предконфликтная, собственно конфликт, постконфликтная. Основные стратегии поведения в конфликте: уход, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. Факторы конструктивного поведения в конфликтной ситуации: адекватность, создание доверия, выделение сущности, оценка усилий.
Практическое занятие: изучение стратегии поведения в конфликте; развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации.
Режим занятий: аудиторных - 8 часов, заочно – 64 часа. Стоимость: 8600 в группе от 5 чел.