Курс предназначен для: специалистов и руководителей подразделений по управлению персоналом и линейных руководителей участвующих в обучении, развитии и оценке компетенций своих сотрудников.
Цель курса: получить подробные прикладные знания о компетенциях, научиться, разрабатывать модели компетенций, расшифровывать и интерпретировать значение компетенций; освоить приемы выделения ключевых компетенций для компании и для индивидуальной работы сотрудников; обучится методам и освоить инструменты оценки эффективности сотрудников по компетенциям, составлять документацию для проведения оценки по компетенциям, сводить данные по результатам оценки и делать корректные заключения об эффективности персонала в компании.
В программе:
МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ Концептуальные основы разработки компетенций:
-
Понятие компетенций в различных подходах: Дэвид К. МакКлелланд, Лайл Спенсер, Ричард Бояцис, Стив Уиддет и Сара Холлифорд.
-
Цели и задачи создания моделей компетенций для компании.
-
Принципы применения компетентностного подхода в управлении организацией.
Упражнение «Компетентность и компетенции».
Компетенции как ресурс компании:
-
«Знания» компании как функционирующей хозяйственной единицы.
-
Концепция Питера Дракера об устаревающих знаниях в организации.
-
Теория организационного научения (Оrganisational learning).
-
Питер Сенге. Предприятие как система, способная создавать и осваивать новые знания.
-
Теория интеллектуального капитала К – Э. Свейби, М. Мэлоун, Т. Стюарта.
-
Джеймс Брайан Куинн. Знания компании - нематериальный актив.
Анализ. Дискуссия. Обсуждение. Упражнение на выявления целесообразности предлагаемых концепций для практики российских компаний.
Модели компетенций как корпоративные стандарты качества.
-
Модель компетенций 20 граней "De tech-Development Technologies".
-
Модель компетенций 9 кластеров Норильского Никеля.
Анализ. Оценка преемственности для других компаний.
Программа формирования компетенций:
-
Цели обучения – методы обучения – методы оценки = результаты обучения.
-
Определение/содержание и сущностные характеристики компетенции.
-
Порядок формирования профессиональных компетенций.
-
Механизм освоения и развития компетенций в компании.
Деловая игра «Вижу не то, что кажется. Понимаю не то, что видится».
Схема формирования компетенций специалиста:
-
Способы формирование адекватного представления о новом предмете (объекте).
-
Методы овладения знанием - как объектом применения.
-
Средства приведения к результату.
-
Техника разработки обучающей конструкции, интерактивные методы в обучении.
-
Создание новых образов об объектах обучения, инициативные методы овладения новыми компетенциями.
Упражнение. Разработка плана обучения сотрудника новым компетенциям.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ Определение потребности в развитии компетенций:
-
Методы выявления недостающих компетенций.
-
Инструменты аудита компетенций сотрудников.
-
Оценка уровня компетенций сотрудников.
Решение кейсов:
Кейс «Верное управленческое решение». Кейс «Способный сотрудник». Кейс «Уникальный сотрудник».
Разработка словаря компетенций:
-
Коммуникативные.
-
Личностные.
-
Профессиональные.
-
Поведенческие (социальные).
-
Мотивационные.
-
Аналитические.
-
Предпринимательские.
-
Исполнительские.
-
Управленческие.
-
Креативные.
-
Лидерские.
Моделирование кластеров компетенцийи их расшифровка.
Надпрофессиональные компетенции:
-
Межкультурная.
-
Социальная.
-
Личностная.
-
Политическая.
-
Эмоциональная.
Моделирование групп надпрофессиональных компетенций и их интерпретация.
Разработка модели компетенций Лайла Спенсера:
-
Достижение и действие.
-
Помощь и обслуживание других.
-
Кластер Воздействия и Оказания влияния.
-
Менеджерские компетенции.
-
Когнитивные компетенции.
-
Личная эффективность.
Упражнение. Разработка компетенций на основе предложенной модели Л. Спенсера для решения индивидуальных задач компании.
Проектирование модели компетенций:
-
Технические специалисты и профессионалы.
-
Продавцы.
-
Работники служб социальной и прочей помощи.
-
Предприниматели.
Моделирование. Создание модели компетенций для одной из предложенных групп работников.
Ключевые функциональные задачи службы и требуемые компетенции: Функция мотивации и компенсаций.
-
Планирования, найма, перемещения и высвобождения кадров.
-
Обучения и развития.
-
Кадрового делопроизводства.
-
Оценки эффективности и результативности труда.
Решение задачи. Систематизация, объединение и распределение функциональных задач по должностям в службе HR. Модели компетенций объединенных функций по управлению персоналом.
-
Брайан Беккер. Профессиональные компетенции HR.
-
Майкл Армстронг. Компетентность в управлении HR.
-
HR – компетенции в концепциях российских экспертов.
Анализ. Обобщение предложенных компетенций в кластеры, выделение ключевых и второстепенных в зависимости от специфики бизнеса и культуры компании.
Профиль компетенций менеджера отдела по управлению персоналом:
-
Профиль компетенций менеджера по обучению персонала.
-
Профиль компетенций менеджера по подбору персонала.
-
Профиль компетенций менеджера по мотивации.
Моделирование. Разработка форма (листа) оценки менеджера по персоналу.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Ключевые компетенции менеджера среднего звена: разработка, оценка и интерпретация. Управленческие (административные) компетенции.
-
Знания юридических норм управления людьми в организации.
-
Владение приемами управления, делегирования и контроля.
-
Навыки оценки эффективности сотрудников и поощрения.
-
Навыки планирования и прогнозирования.
-
Навыки организации групповой и командной работы.
Надпрофессиональные компетенции:
-
Компетенции тайм-менеджмента.
-
Компетенции управления конфликтами.
-
Микроменеджмент: знания, умения и навыки.
-
Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров.
Упражнение. Определение личностных компетенций руководителя в зависимости от уровня и позиции должности в структуре компании.
Деловая игра «Руководитель на переговорах». Компетенции эмоционального лидерства Ричарда Бояциса:
-
Компетенции эмоционального лидерства.
-
Самосознание.
-
Самоконтроль.
-
Социальная чуткость.
-
Управление отношениями.
Решение кейсов: Кейс «Компетентный менеджер». Кейс «Стремительная карьера».
Межкультурная коммуникация как компонент профессиональной компетентности менеджера.
-
Понятие, содержание и ценность межкультурной компетенции.
-
Кросскультурный менеджмент на языке компетенций.
-
Приемы освоения и применения межкультурной компетенции менеджером.
-
Методы измерения результата освоения компетенций.
-
Индивидуальная карта компетенций менеджера.
Моделирование кластера межкультурной компетенции как межперсональное интерактивное взаимодействие представителей различных национальных культур.
Профиль компетенций директора (руководителя) службы управления персоналом.
-
Функциональные и линейные задачи HR-директора в зависимости от специфических черт компании.
-
Ключевые профессиональные компетенции управления HR-системой.
-
Набор компетенций для эффективного управления HR-командой.
-
Надпрофессиональные компетенции эффективного HR- руководителя.
Моделирование. Разработка форма (листа) оценки руководителя службы по управлению персоналом.
Профиль компетенций руководителей в разных секторах бизнеса (производство, продажи, услуги).
-
Менеджер отдела маркетинга.
-
Менеджер отдела по работе с клиентами.
-
Менеджер отдела продаж.
-
Менеджер административного отдела (ИТ, секретариат, техперсонал).
Решение кейсов: Кейс «Автобаза № 15». Кейс «Супермаркет». Кейс «Клиринговая компания». Кейс «Бутик». Кейс «Ивент-агентство». Упражнение. Составляется профиль наиболее корректных компетенций сотрудников на должностях в зависимости от особенностей бизнеса.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ
Цели оценки эффективности сотрудников по компетенциям:
-
Оценка уровня и качества корпоративной культуры компании.
-
Оценка организационного поведения.
-
Оценка компетенций для создания кадрового резерва.
-
Планирование обучения и развития.
-
Выявление и развития уникальных (талантливых) сотрудников.
-
Оптимизация должностных функций и расходов на оплату труда.
-
Высвобождение сотрудников (сокращение кадрового состава).
Анализ. Логическая подстановка. Упражнение. Определить содержание и предмет оценки в зависимости от целей компании. Назвать ключевые оцениваемые компетенции.
Компетенции как предмет оценки эффективности труда работников:
-
Модели рабочего поведения.
-
Личностные характеристики.
-
Способности и потенциал сотрудников.
-
Возможности и факторы, влияющие на эффективность применения компетенций сотрудниками.
Анализ. Логическая подстановка. Определяется предмет оценки (что оценивать в работе сотрудников) в зависимости от целей оценки.
Методы оценки компетенций:
-
Основные недостатки оценки эффективности сотрудников по компетенциям и способы их устранения.
-
Алгоритм выбора наиболее корректного метода оценки.
-
Разработка оценочных градаций и шкал.
-
Оценка компетенций методом 360 градусов.
Решение кейса «Оценка на 100%». Упражнение. Разработка листа оценки сотрудника с четырех сторон в рамках метода 360.
Рейтинговые методы оценки компетенций:
-
Метод шкалы наблюдения за поведением (BehavioralObservationScales).
-
Метод оценки по решающей ситуации (Critical Incident Method).
-
Метод ранжирования.
Упражнение. Разработка форм оценки моделей поведения работника рейтинговым методом.
Интервью по компетенциям:
-
Разработка сценария оценочного интервью.
-
Работа с информацией во время интервью.
-
Интерпретация полученной информации о компетенциях.
Деловая игра. Инсценировка оценочного интервью по компетенциям.
Инструменты оценки: разработка форм и листов оценки:
-
Тестирование.
-
Анкетирование.
-
Опрос.
-
Кейсы.
-
Инсценировка.
-
Виртуальные проекты.
Моделирование ситуаций, включающих корректный выбор метода, инструментов, кластеров компетенций в зависимости от целей должности, уровня, профессиональной области деятельности.
Модель оценки эффективности сотрудников по компетенциям:
-
Ключевые компетенции для выполнения функциональных задач.
-
Расшифровки компетенций и индикаторы их измерения.
-
Форма (лист) оценки сотрудника.
Упражнение. Разработка листа оценки по компетенциям.
Скидки: При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека и более – 7%.
В стоимость обучения входит: методический материал, обеды, кофе-паузы.
По окончании обучения выдается Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов.
Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения курса.