1. Технологии тренерской работы и личностный рост тренера.
Личность тренера
Личные качества тренера. Стрессоустойчивочть. Типы личности тренера. Построение индивидуального стиля тренера. 4 типа ролевого поведения тренера. Личностный рост тренера.
Тренер и организация
Связь тренинга с целями и задачами бизнеса. Учет конкретных требований. Анализ структуры бизнес-процесса в компании, подразделении. Построение профиля требований к сотруднику компании. Постановка цели. Подбор средств достижения результата. Шесть позиций тренера. Сходства и отличия. Требования к должности и личности тренера.
Бизнес-тренинг
Структура бизнес-тренинга. Соответствие целей тренинга заявленным задачам. Модульная система обучения. Структура тренингового модуля. Работа с заказчиком до тренинга, составление договора и технического задания на тренинг.
Тренинговые методы.
Классификация и характеристика методов. Разминки. Ролевые и деловые игры. Тематические упражнения. Мозговой штурм. Выполнение заданий в мини-группах, разбор реальных ситуация. Групповые дисскусии. Модерация и фасилитация. Тестирование.
Групповая динамика в тренинге.
Понятие групповой динамики. Методы и приемы управления групповой динамикой. Четыре этапа развития группы и поведение тренера на каждом из этапов: знакомство; распределение ролей; конструктивная работа; завершение работы. Приемы управления групповой динамикой. Методы тренера держаться на группе: поза, жесты, перемещение в пространстве.
Работа с групповой агрессией.
Понятие конфликта. Типы критики. Способы нейтрализации негативных эмоций. Конструктивное поведение в конфликтной ситуации. Методы смены эмоционального состояния участников. Методы мобилизации группы на работу. Разбор основных ошибок тренера при работе с групповой агрессией.
Технологии тренерской работы
Социометрия в тренинге. Экспресс-диагностика участников тренинга. Навыки невербальной коммуникации. Приемы активного слушания. Рефлексия чувств участников тренинга.
Проектирование и дизайн тренинга
Составные части тренинга. Этапы проектирования тренинга. Анализ ожиданий участников (заказчика). Постановка целей и задач тренинга. Карта тренера. Стержень программы. Составление модулей. Разработка упражнений для каждого модуля. Тайм-матрица тренинга. Связующие элементы между модулями. Учет групповой динамики при проектировании тренинга. Проверка готовой программы на успешность - поиск слабых мест. Составление упражнений-компенсаций к слабым местам в программе.
2. Обучение и развитие персонала.
Система обучения и развития персонала.
Формы, методы и цели обучения и развития. Корпоративное обучение. Внешнее обучение. Процедура построения системы обучения и развития компании. Выявление потребности в обучении. Источники возникновения потребности в обучении. Уровни выявления потребностей. Методы выявления потребности в обучении.
Организация обучения и развития персонала.
Цели и методы обучения и развития. Обучение с отрывом и без. Виды занятий и способы формирования учебных программ. Системная организация обучения (учебный центр, корпоративный университет, самообучающаяся компания).
Мотивация сотрудников к обучению.
Основная функция мотивации. Факторы мотивации и их значимость. Анализ положительной и отрицательной мотивации сотрудников по отношению к обучению. Мотивационные аспекты развития персонала в организации.
Эффективность обучения персонала.
Контроль процессов обучения. Контроль результатов обучения. Экономическая эффективность некоторых видов обучения. Оценка эффективности обучения.
Бюджетирование обучения, управление затратами на обучение.
Развитие персонала.
Планирование карьеры. Понятие карьеры. Типы карьеры. Специфика мотивации персонала на разных стадиях развития карьеры. Функции планирования карьеры в организации. Цели внутрифирменного обучения. Принципы и методы формирования кадрового резерва. Методы поддержания кадрового резерва.
3. Оценка персонала.
Цели, принципы и методы оценки.
Основные цели оценки. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персонала. Принципы эффективной оценки персонала. Составляющие процедуры оценки. Базовые требования к методам оценки. Методы оценки. Использование результатов оценки.
Выбор критериев оценки, разработка моделей копитенций.
Понятие компетенций. Модель, типы и профиль компетенций. Этапы разработки модели компетенций. Формирование перечня компетенций. Формирование профилей компетенций под конкретную должность.
Методы оценки персонала.
Оценка текущего уровня компетенций сотрудников и их соответствия требуемому уровню. Формирование кадрового резерва. Разработка программ тренингов, направленных на развитие конкретных компетенций. Проведение оценочных интервью при отборе кандидатов. Корректировка компенсационной политики.
Внедрение системы оценки персонала.
Подготовка к внедрению системы оценки. Внедрение системы оценки. Мониторинг системы оценки. Принятие решений по результатам оценки.
4. Психологический блок.
Общая психология.
Психология как наука. Отрасли психологии. Понятие психики, поведения и деятельности. Экскурс в историю психологии. Психологические концепции. Психология познавательных процессов: ощущения и восприятия, закономерности памяти, мышление, воображение, речь, интеллект. Структура сознания. Эмоциональные процессы.
Социальная психология.
Предмет и структура социальной психологии. История отечественной социальной психологии. Становление современной социальной психологии за рубежом. Отрасли социальной психологии: политическая психология, экономическая психология, этническая психология, социальная психология предпринимательства.
Психология малых групп.
Понятие и виды малых групп. Структура малой группы. Развитие малой группы. Групповая сплоченность. Взаимодействие индивида и малой группы. Лидерство в малых группах.
Психология личности.
Представления о структуре личности: личность как "система мотивов", личность как "самосознание", личность как способность к творчеству, личность как способность к нравственному деянию. Классические теории темперамента. Методы изучения темперамента. Подходы к изучению индивидуального характера. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус". Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
Психология управления.
Управленческая деятельность. Современные представления о человеческом измерении организации и психологические характеристики управления. Руководитель и организация. Руководитель как субъект четырех подсистем организации. Статусы и роли в организации. Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности. Функции руководителя.
Психология мотивации.
Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процесса мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Разновидности биологических потребностей. Развитие биологической мотивации в онтогенезе. Специфика мотивационной сферы человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Иерархическое строение мотивационной сферы личности.
Психология принятия решений.
Особенности психологического рассмотрения процессов принятия решений. Факторы принятия решений: неопределенность, опасность, ответственность, интеллектуальные стратегии, произвольная и волевая регуляция, риск. Эффекты групповых решений. Особенности принятия управленческих решений.
Психология общения.
История подходов к изучению общения. Типологии общения. Элементы общения. Феноменология общения. Вербальная и невербальная составляющие общения. Психологический контакт с собеседником. Позиции в общении. Этапы общения. Барьеры в общении. Обратная связь. Общение в практической деятельности менеджера по персоналу.
Психология конфликта.
Эволюция представлений о природе конфликта. Социально-психологические теории конфликта. Методы исследования конфликтов. Генезис конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Исходы и последствия конфликта. Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Арбитраж. Посредничество. Психотерапия конфликта.
Переговоры.
Задачи переговоров. Стратегии ведения переговоров. Роли участников переговоров. Этапы переговорного процесса. Задачи на каждом из этапов. Инструментария переговорного процесса. Развитие навыков ведения переговоров. Групповое ведение переговоров.
Психодиагностика.
Психодиагностика - как наука. Основные требования предъявляемые к психодиагностическим методика. Актуальность психодиагностического исследования в практике работы менеджера по персоналу. Требования к личности психодиагноста. Требования к процедуре тестирования при использовании психодиагностических методик в обучении и развитии персонала. Возможности психодиагностических методик. Общее знакомство с основными методиками: MMPi, 16-F тест Кеттелла, тест Айзенка, тест Томаса, тест Т.Люшера. Отработка практических навыков тестирования. Практическое использование психологических тестов при планировании и проведении тренингов. Материально-этические правила использования психодиагностических методик в практике работы менеджера по обучению и развитию персонала. Отработка практических навыков тестирования.
Основы НЛП, НЛП в бизнесе.
Принципы и модели НЛП. Постановка целей и выработка желаемых результатов. Отработка ключевых навыков использования основ нейро-лингвистического программирования в практике бизнеса. Модели многопозиционного описания и различные области их использования. Мета-модель и влияние языка. Идентичность, ценности и убеждения - как они влияют на нас и нашу работу. Мотивация и стимулирование. Индивидуальные стратегии мотивации.
5. Основы менеджмента и теория организации. Экономика предприятия.
Экономика предприятия.
Основы экономики бизнеса. Управленческий учет и отчетность. Диагностика системы управленческого учета, отчетности и планирования на предприятии. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Налогообложение в РФ. Ценообразование - анализ, алгоритм образования, точка безубыточности. Принципы планирования. Методы планирования. Планирование продаж. Планирования денежных потоков. Планирование прибыли. Расчет затрат на обучение и развитие персонала.
Введение в теорию и практику организаций.
Понятие организации: миссия организации, цели организации и их классификация, организационные структуры и структура управления организацией: иерархический и органический типы структур управления. Типы и циклы жизни организаций. Организационная культура.
Технология менеджмента.
Выработка целей и стратегии развития организации: процесс планирования, формирование и ранжирование целей, выработка стратегий. Процесс принятия и реализации управленческих решений: содержание и стадии процесса принятия управленческих решений, требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений, механизм принятия управленческих решений. Контроль за реализацией управленческих решений: типы контроля, контроль качества.
Организация, руководство, управление.
Процессуальный подход к управлению. Типы процессов. Кадровые процессы в организации. Структурный подход к управлению. Схемы и средства организационно-управленческой деятельности. Планирование, анализ, проектирование в организационном управлении. Уровни управления персоналом: цели и место в организационной структуре организации. Составляющие кадрового менеджмента: кадровая работа и работа с персоналом. Содержание деятельности служб по управлению персоналом. Должностная инструкция менеджера по персоналу.
Управление конфликтами.
Различные подходы к конфликтам. Основные типы конфликтов их структура и классификация. Виды индивидуальных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Ранг и ранговое манипулирование. Основные причины возникновения конфликтов в организациях. Конфликт как коммуникация. Развитие конфликта от противостояния к сотрудничеству.
Организационное поведение.
Поведение организационных субъединиц. Определение, виды и уровни. Классификации уровней анализа организационного поведения. Подходы к изучению организационного поведения. Теория социальных ролей. Деятельность в организации. Коммуникации в организации. Мотивация персонала: понятие и теории. Корпоративная культура.