1. Методики по анализу, бюджетированию и подготовке отчетности.
Большая часть описанных методик бюджетирования основана на том, что нужно создавать формы (таблицы) бюджетов, а потом на основе этих таблиц, строить финансовые бюджеты: БДР, БДДС и Прогнозный баланс.
Возникают вопросы: кто должен заполнять таблицы бюджетов? Как добавить факт? Что делать, если выручка упадет? И т.д.
На семинаре будет разбираться подход, который поможет решить возникающие проблемы. Слушатели узнают, как организовывать планы, чтобы их было легко менять, как распределить доступ к вводу данных между отделами компании, как быстро проанализировать факт.
2. Начнем с самого интересного: секрет создания интерактивного наглядного отчета в Excel.
Практически все расчеты, которые выполняют экономисты, финансисты и аналитики предназначены для директора или собственника компании.
Иногда специалисты составляют отчет целый день, неделю или месяц, а в итоге его труд никто не оценивает, поскольку информация подается в виде, понятном только специалисту, но не руководителю.
Чтобы освоить с принципы понятной отчетности, нужно изучить следующие разделы Excel:
-
Создание сводных таблиц и управление ими.
-
Анализ плана и факта с помощью сводных таблиц.
-
Вычисления в сводных таблицах: классические и с помощью DAX-формул (в Power Pivot).
-
Построение интерактивного отчета на один лист с использованием срезов и временных шкал.
3. Как правильно работать с большими объемами данных в Excel.
При работе с большим объемом данных финансисты выполняют четыре бизнес-процесса: собирают данные, выполняют расчеты, строят отчеты и делают аналитические выводы. Самое главное в работе аналитика – это выводы и рекомендации. Но большая часть времени уходит «умную рутину»: сбор данных и расчеты показателей.
В новом Excel появились интересные решения для снижения рутинных операций:
-
Новая надстройка PowerQuery: построение сводной таблицы из разных листов, книг Excelи баз данных.
-
Надстройка PowerPivot: создание связей между таблицами и построение DAX-формул.
4. Планирование и бюджетирование на основе расчетной модели и заявок
При построении бюджетачасть бюджетных статей рассчитывается, другая – складывается из заявок от подразделений (ЦФО). Финансисту необходимо настроить прогнозно-финансовую модель и создать систему сбора заявок с разграниченным доступом. И то, и другое можно реализовать в Excel:
-
Прогнозирование бюджета продаж на основе предыдущих данных: тренд и сезонность.
-
Построение бюджетной модели в Excelи ее конвертация в базу данных.
-
Построение базы данных для бюджета на основе вводных ограничивающих факторов.
Сбор бюджетных заявок от подразделений с разграниченным доступом:
-
Способ 1. (классический) Все данные на сервере компании;
-
Способ 2. (новый) Сборка заявок в бюджет независимо от географической привязки с помощью современного функционала на основе облачных технологий OneDrive.
Объединение данных в единую плановую базу и разграничение БДР, БДДС и Прогнозного баланса.
5. Получение фактических данных из учетных систем.
Пожалуй, одна из самых сложных операций в работе экономистов и финансистов – это получение фактических данных. Классические таблицы из 1С требуют доработки и дополнительной детализации. Настроенные отчеты все равно нужно выгружать в Excel, а фактические показатели привязывать к плановым.
Новейшие инструменты Excelпозволяют подключаться к учетным системам напрямую. Кроме техники подключения к данным на семинаре будут даны рекомендации, как правильно написать техническое задание (ТЗ) в IT-службу.
-
Как подключаться к базе данных.
-
Если подключиться «невозможно», как и в каком виде нужно давать ТЗ программистам на выгрузку данных.
-
Загрузка фактических данных в Excelдля анализа.
6. Факторный анализ отклонений бюджета в Excel.
Оценка того, как выполняются планы – самое простое, что может быть. Достаточно от факта отнять план. Сложнее ответить на вопрос: «Почему произошло такое отклонение?» На семинаре вы узнаете, как строится наглядная факторная модель отклонений и как представить результаты:
-
Объединение плана и факта в PowerQuery.
-
Расчеты с помощью сводных таблиц.
-
Объединение плана и факта в PowerPivotчерез связанные таблицы. Выполнение расчетов с помощью DAX-формул.
7. И снова наглядный интерактивный отчет ИЛИ, Сводя все воедино.
В финале семинара - закрепление пройденного материала. Если первый отчет слушатели заполняли на готовых данных, то теперь это будут цифры, которые они сами подготовили в течение семинара.
Слушатели узнают:
-
Как строится работа по анализу, бюджетированию и подготовке отчетности;
-
Как строятся сводные таблицы и какие возможности есть для их настройки. Вычисления в сводных таблицах: классические и с помощью DAX-формул (в PowerPivot);
-
Как правильно работать с большими объемами данных в Excel. Как автоматизировать процессы сбора и обработки данных, заменив их, практически, одной кнопкой
-
Как с минимальными усилиями и без потерь времени получать данные из 1С и других бухгалтерских программ.
-
Как сопоставлять данные плана и факта внутри одной базы данных и через связанные таблицы (в PowerPivot). Выполнение аналитических расчетов с помощью DAX-формул
-
Как построить наглядный интерактивный отчет, понятный и нефинансисту.
Как проходит семинар
-
Для участия необходим ноутбук с установленной программой Excel не старше 2010 года с надстройками Power Query и Power Pivot.
-
Участникам раздаются рабочие и методические раздаточные материалы, по которым разбираются рабочие ситуации.
Уровень участников
-
Семинар рассчитан на слушателей с опытом работы со сводными таблицами Excel. (Заполните Анкету участника семинара, чтобы проверить свой уровень в Excel).
Большинство пользователей считает Excel просто табличным редактором. Это не относится к современному Excel. В Excel 2010-2016 появились абсолютно новые инструменты для работы с большими объемами данных – Power Query и PowerPivot. Благодаря этим инструментам отпадает необходимость в написании макросов и создании систем файлов, связанных между собой «многоэтажными» формулами. Информацию по новым инструментам можно найти, в основном, на англоязычных сайтах. На семинаре же материал будет выдаваться в понятном виде и на практических примерах реальных внедрений.