Тематический план курса:
Штативы
Сравнительная классификация съемочных и осветительных штативов. Штативные головки.
Свет
Природа света, свойства света, сила света, световой поток, яркость и освещенность. Два закона освещенности.
Типы осветительных приборов и их свойства. Импульсные приборы – моноблоки и генераторы. Источники постоянного света – галогенные и мелаллогалогенные, светодиодные и люминесцентные. Сравнительные характеристики приборов – их цели и задачи, практика применения, выбор осветительных приборов.
Дополнительное осветительное оборудование. Рефлекторы – типы и свойства. Сотовые насадки и тубусы. Прожекторы и прожекторные насадки. Проекционные маски. Зонты и софтбоксы. Методика выбора осветительных насадок по типу формирования светового потока. Рассеивающие насадки. Сравнительная характеристика искусственных и естественных источников света.
Экспозиция
Типы экспонометров и их классификация. Экспонометры и флашметры.
Экспонометрия. Замер освещенности и замер яркости. Экспозиция и характеристическая кривая фотопленки. Оптическая плотность.
Понятие коэффициента контрастности и гаммы. Международная зонная система экспонирования (не А. Адамс). Контроль и способы замера экспозиции в цифровых фотоаппаратах.
Недодержка и передержка. Светлая и темная тональности. Push и Pull процессы.
Портрет
Классический портрет. Определение портрета.
Типичное и нетипичное. Понятие типажа – классификация, особенности. светотеневое и светотональное освещение.
Воспроизведение лиц в фотографии (анатомические особенности). Анализ встречающихся аномалий. Способы исправления – ракурс, оптика, положение и характер света. Использование оптической и световой ретуши. Смягчающие оптические насадки. Практика компьютерной ретуши в стиле «гламур» и «диор».
Виды источников света – рисующий, заполняющий, контровой, фоновый, моделирующий. Характеристики, цели и задачи. Особенности использования.
Распространенные схемы света. Достоинства и недостатки. Умение «видеть» свет.
Методика студийной съемки. Методика работы с моделью.
Студийный портрет. Портрет на пленере. Портрет в интерьере. Основы группового портрета.
Цветоведение
Спектр. Понятие цветового круга. Признаки цвета. Цветовой тон, насыщенность и светлота. Аддитивные и субтрактивные законы и способы смешения цвета. Цветовая температура и числа майред. Колориметры.
Конверсионные светофильтры. Коррекционные светофильтры. Эффектные светофильтры. Цветные светофильтры для черно-белой фотографии. Цифровые программные способы изменения цвета.
Цветовые характеристики источников света в фотографии. Лампы накаливания, люминесцентные лампы, галогенные и металлогалогенные, ксеноновые, неоновые и натриевые лампы, лампы «black light» (UV).
Многократное экспонирование и компьютерное обработка
Многократное экспонирование – мультиэкспозиция. Деление экспозиции на пропорциональные и непропорциональные части. Экспозиционная поправка. Съемка «фантома» и двойников. Сепарация по времени. Световая кисть – методика освещения.
Съемка интерьера. Стратегия подхода к интерьеру. Особенности многократного экспонирования в интерьере. Методики съемки HDR и псевдо-HDR в интерьере.
Панорамная фотография. Штативные головки. Программы обработки. Особенности RAW конвертации для псевдо-HDR.
3D изображения
Создание 3D изображений. Освещение, вращение объекта и программы обработки.
Фотоаппаратура
Исследование свойств камеры и матрицы. Построение профиля камеры на основе тестовой съемки. Использование полученного профиля при конвертации файлов. Определение цветовой ошибки дельта-Е для эталонных цветов. Использование полученных исследований камеры в практической работе. Автоматизация процессов конвертации.
Калибровка монитора при помощи колориметра. Профилирование системы фотоаппарат-монитор-принтер. Использование спектрофотометра для получения точных значений образцов цвета, цветовой температуры.
Оптика
Аберрации объективов: сферическая, ахроматическая, кома, астигматизм. Дисторсия и кривизна поля изображения. Выбор и тестирование оптики (методика и рекомендации).
Фотокомпозиция
Понятия предмета и формы. Силуэт и активная тень. Фактура и текстура. Определение крупности плана. Формат кадра. Открытая и замкнутая композиция. Композиционный центр. Принципы равновесия в кадре. Симметрия и асимметрия. Фронтальная, боковая и диагональная композиция. Линейная и тональная перспектива. Высота точки съёмки и ракурс. Световое решение кадра. Тональное решение кадра. Объект и фон в кадре. Ритм. Динамика и статика в кадре. Передача времени и движения в кадре. Схематическое решение кадра. Контраст и объем. Цвет – колорит в фотографии, принципы сочетаемости цветов, гармония цвета. Целостность фотографии.
В данной тематическом плане представлены только темы. Последовательность изложения материала определяется педагогом.