Тема 1.
Введение. Обучение. Организация профессионального обучения. Системный подход к процессу обучения
Тема 2.
Принципы обучения. Научность. Связь с жизнью. Систематичность. Последовательность. Комплексное развивающее влияние.
Тема 3.
Цели и задачи обучения. Формулировка ожидаемых целей обучения по уровням: «иметь представление», «знать», «уметь». Определение профессиональных задач.
Тема 4.
Психолого-педагогические аспекты процесса обучения. Психологическая структура личности. Особенности обучения взрослого учащегося. Типы восприятия учебного материала.
Тема 5.
Содержание. Определение содержательной части курса в соответствии с поставленными целями и профессиональными задачами. Структурирование курса, определение основного ядра и дополняющих разделов и тем. Построение логической последовательности курса.
Тема 6.
Рабочие программы. Управление процессом обучения. Разработка учебно-методических материалов.
Тема 7.
Планирование учебного процесса. Составление сетки расписания занятий и определение регламента занятий. Определение перечня оформляемых документов. Выбор формы итоговой аттестации и разработка контролирующих материалов.
Тема 8.
Планирование урока. Вступление. Варианты вводной части. Теоретическое сообщение, его роль и доля в структуре урока. Практическая работа как форма осмысления и углубленного изучения материала. Дискуссионно - аналитическая деятельность. Закрепление материала. Контроль понимания и запоминания.
Тема 9.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, и проблемно поисковые, индуктивные и дедуктивные). Традиционные методы: лекция и демонстрация. Активные методы обучения: дискуссии, ролевые и имитационные игры, коллективная аналитико-творческая деятельность. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности.
Тема 10.
Приемы публичного выступления. Содержание публичного выступления: этапы, композиция. Деловая риторика: приемы стимулирования внимания и интереса слушателей, культура речи.
Тема 11.
Средства обучения. Визуальные средства без применения технических средств обучения: доски, большие блокноты, графики, модели, макеты, реальные предметы. Технические средства обучения.
Тема 12.
Контроль. Принципы контроля: индивидуальность, систематичность и регулярность проведения, разнообразие форм, всесторонность, объективность, дифференцированный подход. Виды контроля: текущий, периодический и итоговый контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения: наблюдение, устный и письменный опрос, практические задания, экзамены и зачеты. Тестовый контроль.
Тема 13.
Формы взаимодействия преподавателя и обучающихся. Мастерство педагогического общения. Психотехнические навыки преподавателя. Техники вербального общения. Типы общения: монолог, диалог, параллельный диалог, мультилог. Принципы построения общения: равенство, открытость, реализация обратной связи, воплощение интересов и смыслов. Невербальное общение.
Тема 14.
Педагогическое разрешение конфликтов. Динамика развития конфликта. Стили поведения в конфликтной ситуации. Педагогические методы выхода из конфликта.
Тема 15.
Анализ результата обучения. Сравнение результата поставленным целям. Формулировка возникающих проблем. Определение слабого звена в процессе обучения. Разработка методов коррекции учебного процесса.