Вы узнаете:
-
Современные представления о развитии психики в младенческом, детском и подростковом возрасте, причинах возникновения психологических трудностей у детей, способах их профилактики;
-
Принципы организации и проведения аналитической психотерапии с детьми и подростками;
-
Основные методы работы детского аналитического психотерапевта с детьми, подростками и их родителями;
-
Особенности работы детского психотерапевта с детьми разных возрастов и различными психологическими трудностями.
Вы сможете:
-
Организовать пространство для проведения аналитической психотерапии с детьми и подростками;
-
Применять на практике аналитические методы работы с детьми и подростками;
-
Проводить консультирование родителей по итогам оценочных встреч с ребенком и в ходе терапии ребенка;
-
Получить супервизорскую помощь собственной психологической работы с детьми и подростками.
Содержание программы:
Часть I. Основные понятия детской и подростковой психотерапии.
1. Что такое детская психотерапия?
Базовые установки, функции, задачи, профессиональные роли детского психотерапевта. Организация процесса терапии. Оборудование кабинета, материалы.
2. Исторические корни появления и развития детской психотерапии. Дискуссия А.Фрейд и М.Кляйн. Теория объектных отношений.
Теория объектных отношений. Стадии развития объектных отношений. Защитные механизмы. Понятия проекции и проективной идентификации. Триангуляция. Условия и механизмы триангуляции.
3. Базовые теории современной детской аналитической терапии. Теории Д. Винникота и У. Биона. Теория привязанности.
Холдинг. Контейнирование. Понятие и виды привязанности.
4. Организация (сеттинг) детской психотерапии.
Продолжительность, частота сессий. Оплата. Контракт с родителями и ребенком. Диагностические сессии.
5. Концепция переноса и контрпереноса как основных инструментов бессознательной коммуникации в детской психотерапии.
Понятия "перенос", "контрперенос", их развитие в психоанализе. Работа с различными видами переноса. Типы контрпереноса. Особенности контрпереноса в работе с детьми и подростками.
6. Игра, рисование и фантазирование в детской психотерапии.
Особенности использования игры и рисования ребенка как инструмента психотерапии.Интерпретация.
7. Использование Sandplay в детской психотерапии.
Оборудование. Особенности интерпретации песочных картин.
8. Работа детского психотерапевта с родителями.
Организация и задачи встреч с родителями. Особенности работы с родителями детей и подростков. Оценка готовности родителей поддерживать терапевтический процесс.
Часть II. Психотерапия детей разных возрастов.
1. Младенчество: основные процессы и возможные проблемы развития.
Аутистические нарушения. Психосоматика. Работа с матерями и младенцами.
2. Ранний возраст. Теория сепарации-индивидуации М.Малер.
Задачи возраста. Сложности сепарации в отношениях ребенка с матерью.
3. Дошкольный возраст.
Проработка сложностей эдипова периода. Психотерапия агрессивного, тревожного поведения. Работа с детьми с СДВГ. Детские страхи.
4. Латентный возраст. Процессы обучения и учения.
Влияние эмоциональных трудностей в обучении и адаптации ребенка в школе.
5. Особенности психотерапии с подростками.
Особенности подросткового возраста (физиологические и психологические аспекты развития). Задачи подросткового возраста. Отличия психотерапии подростков.
6. Психотерапия тяжелых расстройств подросткового возраста.
Пищевые нарушения (анорексия, булимия). Депрессивные расстройства. Самоповреждающее и суицидальное поведение. Асоциальное поведение.
По завершению обучения слушателю, имеющему высшее психологическое (педагогическое) образование, успешно освоившему программу и прошедшему итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").