Тема 1:
Вводный семинар. Теория и практика КПТ. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Практикум по протоколам и техникам.
Программу обучения когнитивно-поведенческой психотерапии первой ступени открывает вводный семинар "Теория и практика когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Ограничения применения КПТ". Данный цикл поможет понять особенности такого направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в данной парадигме, разобрать различные методы работы с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии. В теоретической части будутф рассмотрены базовые положения и методология когнитивно-бихевиоральной парадигмы. В практической части будут представлены ведущие техники. Участники группы смогут отработать основные методы на практике.
Тема 2:
Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт. Формирование комплаенса. Мотивационное интервью. Оценка психического состояния. Когнитивная концептуализация. Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения. Практикум.
Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт:
-
Формирование комплаенса;
-
Когнитивная концептуализация;
-
Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения;
-
Практическая отработка навыков.
Тема 3:
Концептуализация и формулировка проблемы в когнитивно-поведенческой психотерапии. Теория, развитие практических навыков.
Семинар-практикум посвящен концептуализации – одному из базовых инструментов в работе когнитивно-поведенческого терапевта.
Цель семинара: изучение теоретических основ и освоение практических навыков концептуализации.
Задачи семинара:
-
Когнитивно-поведенческие циклы формирования и подержания расстройств;
-
Классическая модель концептуализации по Д.Бек;
-
Современные модификации методов концептуализации;
-
Концептуализация отдельных типовых видов расстройств: депрессия, тревожные-фобические расстройства, панические атаки, ПТСР, аддикции, ОКР;
-
Практическая отработка навыков концептуализации;
-
Анализ случаев из практики участников.
Тема 4:
Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.
Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология. Все самое важное и необходимое доступно и с юмором. Все секреты и инновации переданные лично Аароном Беком, Джудит Бек и Донной Судак.
На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavioral therapy, Philadelphia, USA), как когнитивная терапия преподается там в настоящем.
Тема 5:
Рационально-эмотивно-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.
На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института Альберта Эллиса в Нью-Йорке, США (The Albert Ellis Institute, New York, USA), как преподается РЭПТ непосредственными учениками и последователями Альберта Эллиса.
Тема 6:
Основы поведенческой терапии.
1. Отличительные черты поведенческой терапии (ПТ) и когнитивной поведенческой терапии (КПТ)
Медицинская и психологическая модели болезни и терапии.
2. Теория классического обусловливания И.П.Павлова и ее применение в ПТ
-
Основы теории. Респондентное и оперантное поведение;
-
Случай маленького Альберта и поведенческая модель возникновения негативных эмоциональных реакций (Дж. Уотсон);
-
Случай маленького Петера и открытие систематической десенсибилизации (Дж. Вольпе);
-
Тренинг самоутверждения Дж. Вольпе;
-
Обратное обусловливание (Дж. Гарсиа). Аверсивная терапия;
-
Современные модели экспозиции (противопоставления стимулов);
-
Имплозивная терапия;
-
Применение теории классического обусловливания в бизнесе;
-
Условно-рефлекторная терапия А. Сальтера;
-
Разбор случаев.
3. Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера
-
Основы теории;
-
Понятие "оперант" и "подкрепление";
-
Модель болезни в терминах оперантного обусловливания;
-
Виды и типы подкрепления;
-
Самоподкрепление;
-
Последовательное (сукцессивное) формирование целевого поведения;
-
Програмированное обучение;
-
Использование прикладного анализа поведения в терапии аутизма;
-
Жетонная система. Жетонная экономика;
-
Использование оперантного обусловливания в бизнесе.
4. Теория социального научения А. Бандуры
-
Основы теории;
-
Подражание и заражение в социальном научении. Кукла Бобо.;
-
Использование обучения на моделях в процессе терапии;
-
Само-эффективность и самоотношение;
-
Разбор случаев.
5. Теория и терапия выученной беспомощности (М. Селигман)
-
Основы теории;
-
Источник выученной беспомощности;
-
Терапия выученной беспомощности;
-
Теория оптимизма М. Селигмана;
-
Счастье и чувство собственного благополучия.
6. Практика
-
Тренинг самоутверждения в официальных и межличностных отношениях;
-
Тренинг умения сказать НЕТ;
-
Основы экспозиции пугающих стимулов;
-
Тренинг коммуникации в парах.
Ведущий: Ромек Владимир Георгиевич, к.пс.н., доцент, член АКПП и Американской психологической ассоциации (АРА)
Тема 7:
КПТ тревожных расстройств. Паническое расстройство, агорафобия, социофобия и др.
Тревожные расстройства – бич современной цивилизации. Расплата ли это за глобализацию и информатизацию? Виноваты ли в этом гены? Как осмыслить биопсихосоциальную модель современной психиатрии и как по настоящему работать с психосоциальной ее составляющей? Эволюция когнитивно-поведенческого подхода на примере эффективной работы с тревожными расстройствами будет представлена автором книг "Как избавиться от тревоги и страха", "Паническое расстройство в практике терапевта", "Страхи, тревоги, фобии … Как от них избавиться" и других, председателем Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП), доцентом кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, научным руководителем секции психологической коррекции и психотерапии Российского Психологического Общества (СПб отделения), сопреседателем секции когнитивно-поведенческой психотерапии Российской Психотерапевтической Ассоциации Дмитрием Викторовичем Ковпаком. Его диссертация была посвящена использованию когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении пациентов с агорофобией и социофобией. Д. В. Ковпак прошел многоэтапный курс обучения в Институте Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Институте Аарона Бека (Филадельфия, США), курс обучения в Оксфордском Центре Когнитивной Терапии (Oxford Cognitive Therapy Centre) и ряд других программ обучения в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии. Является официально сертифицированным экспертом, преподавателем и супервизором КПТ.
Структура семинара:
-
Дифференциация тревоги. Маски тревоги;
-
Симптомы и синдромы тревожных расстройств;
-
Полисистемность соматического проявления тревоги;
-
Генез тревожных расстройств;
-
Психотерапевтический диагноз;
-
Когнитивная модель тревоги тревоги по А. Беку;
-
Трилогия разума;
-
Специфика терапии тревожных расстройств;
-
Терапевтические техники и алгоритм терапии;
-
Поведенческие техники (мышечная релаксация, дыхательные техники, десенсибилизация и другие техники экспозиции);
-
Когнитивные техники;
-
Идентификация и реатрибуция телесных ощущений;
-
Методы работы по А. Беку и А. Эллису;
-
Модель концептуализации;
-
Техники и алгоритмы ABCD, СМЭР, ЭМУУМЭ и др.
Семинар будет включать примеры и кейсы работы с тревожно-фобическими пациентами. Диагностические видеоматериалы. Будут проведены разборы по изучаемым алгоритмам с участниками семинара. Отработка практических навыков будет включать в себя работу в "двойках", "тройках" и "большом круге".
Тема 8:
КПТ депрессивных расстройств.
Уникальный семинар, разработанный по результатам обучения и обмена опытом с зарубежными коллегами из Института Бека (Филадельфия, США), Института Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Оксфордского центра когнитивной терапии (Великобритания), Ганновера (Германия), Берна (Швейцария) и Болоньи (Италия). Самые актуальные на сегодняшний день техники и методы, используемые в современной КПТ, а также классические для КПТ приемы будут представлены Дмитрием Викторовичем Ковпаком.
Структура семинара:
-
Суицидология;
-
Введение в суицидологию. Основные положения, теории, концепты;
-
Внешнее и внутреннее суицидальное поведение. Фазы, динамика, клиника;
-
Биологические, психические, социальные предикторы;
-
Способы суицида. Скрытые факторы выбора;
-
Классификации и типологии;
-
Основные мотивы и структура поведения;
-
Терапия. Превенция. Первичная и вторичная профилактика;
-
Вклад А. Бека в исследование суицидального поведения.
Суицидальные риски:
-
Оценка. Инструменты по оценке суицидальности;
-
Оценка пациентов с историей суицидальных попыток;
-
Факторы риска;
-
Оценка суицидальных пациентов. Концептуализация;
-
Техники интервью;
-
Ловушки в менеджменте;
-
Чего мы не делаем когда ошибаемся?;
-
Режим "суицид" в действии;
-
Когнитивные стили и стили решения проблем.
Вмешательство:
-
Доказательства применения КПT для пациентов с суицидальными рисками;
-
Концептуализация и планы лечения;
-
Протокол КПТ в работе с суицидентами;
-
Специфические когнитивные и поведенческие техники для лечения пациентов с суицидальными рисками;
-
Цели интервенций;
-
Стратегии управления;
-
Безопасное окружение;
-
План безопасности;
-
Антисуицидальная сеть;
-
Тренинг навыка решения проблем и совладания с импульсивными эмоциями;
-
Как определить дефицит навыков?;
-
Группа по тренировке навыков;
-
Причины для смерти с рефремином;
-
Причины для жизни;
-
Копинг-карты.
Тема 9:
КПТ аддиктивного поведения.
Семинар посвящен одной из самых актуальных проблем в области психического здоровья не только в России, но и всего мира. Общепризнанным фактом является высокая коморбидность аддиктивных расстройств, приводящая к тому, что даже непрофильные специалисты, психологи и психотерапевты, далекие от наркологии, сталкиваются в своей практике со страдающими зависимостью. Целью семинара является формирование представлений о современной когнитивно-поведенческой модели терапии аддиктивных расстройств и освоение практических приемов работы с ними. Особенностью семинара является интеграция классических инструментов КПТ и элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в единую стратегию терапии аддиктивных расстройств. Семинар будет полезен практикам, знающим основы КПТ и владеющим базовыми техниками, желающим расширить спектр своих возможностей.
1. Краткий обзор проблемы
2. Мотивационное интервью. Теория и практика. Прогнозирование эффективности психотерапии
3. КП-подход в терапии аддиктивных расстройств:
-
концептуализация;
-
когнитивная реконструкция;
-
модификация поведения.
4. Использование элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в терапии аддиктивных расстройств
5. Профилактика рецидивов:
-
выявление факторов риска;
-
управление факторами риска;
-
развитие навыков решения проблем;
-
противорецидивный план.
6. Особенности терапии при коморбидных расстройствах (тревожные расстройства, расстройства настроения)
Тема 10:
Супервизия.
Задачи базового курса
-
Изучение теоретического базиса, необходимого для освоения навыков работы в когнитивно-поведенческой парадигме;
-
Развитие базовых навыков КПТ-терапевта: методы диагностики и психотерапии;
-
Отработка новых навыков и контроль в процессе семинарских занятий и супервизии;
-
Личное развитие психотерапевта в процессе групп личного опыта и индивидуальной супервизии.
Стоимость обучения
Участия в двухдневном семинаре 10 000 руб. (НДС не облагается. Основание: пп. 14 п. 2 ст. 149 гл. 21 НК РФ)
Двухчасой интервизионной встречи от 1000 до 1500 руб. в зависимости от количества участников и ведущего
Скидка 10% на мероприятия АКПП – для членов Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
По завершению обучения слушателю, имеющему высшее психологическое образование, успешно освоившему программу и прошедшему итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").