1. Общие основы педагогики. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Система образования и ее характеристика, основные тенденции развития. Инновационные образовательные процессы. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Базовые теории воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогический процесс. Педагогическая деятельность ее признаки и специфика. История возникновения педагогической профессии. Методы исследования в общей и возрастной педагогике.
2. Социальная педагогика. Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализа-цию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социализация: ста-дии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные ор-ганизации. Социально–педагогическая виктимология. Социальное воспитание. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.
3. Основы общей психологии. Общая характеристика психологии как науки. Принципы психоло-гии. Методология и методы психологии. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феномено-логия восприятия; ощущения и образы. Общее представление о памяти. Общее представление о вни-мании. Основные направления развития представлений об эмоциях. Психические состояния. Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления. Речь и речевая деятельность. Воля и волевые процессы. Сознание. По-нятие личности в системе человекознания.
4. Психология развития и возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психо-логии. Основные закономерности развития психики младенцев. Психическое развитие в раннем детстве. Психическое развитие в дошкольном детстве. Общая характеристика познавательного развития дошкольников. Развитие восприятия, наглядно-образного мышления дошкольников, воображения и творчества. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие. Роль игры в становлении психических и психологических качеств детей. Развитие эмоциональной сферы ее экспрессивного и импрессивного компонентов. Формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации дошкольников. Развитие самооценки и "образа-Я" в дошкольном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.
5. Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии, основные области иссле-дования, краткий исторический очерк. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений. Социально-психологическая характеристика личности. Социальные установки личности. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.
6. Психология общения. Понятие общения. Виды общения. Функции общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры и их преодоление. Феномен межличностного влияния. Техники влияния и психологическое противостояние влиянию. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия. Интерактивная сторона общения. Интеракция как обмен действиями в общении. Ассертивность. Конфликтное общение. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликтов.
7. Возрастная анатомия и физиология. Закономерности роста и развития детского организма. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического воз-раста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерно-сти онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Проблемы здоровья. Основные при-знаки нарушения здоровья ребенка. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Роль педагога в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.
9. Социальная политика. Основные направления социальной политики современной России. Нормативно-правовая база. Политика государства в области защиты здоровья населения, занятости населения, обеспечения права граждан на образование, защиты интересов семьи, детства, интересов женщин; поддержки инвалидов. Обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания населения.
10. Основы социальной работы. Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность. Социальная работа с семьей, молодежью, безпризорниками, престарелыми, одинокими, безработными, мигрантами и беженцами, инвалидами и др. Методы социальной работы: коммуника-тивная техника, правовой инструментарий, медико-социологические, социально-психологические и др. Этика социального работника. Технология социальной работы: диагностика, адаптация, реабили-тация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование.
11. Методика и технология работы социального педагога. Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога. Права и этический кодекс социального педагога. Методика ра-боты организаций, занимающихся социально-педагогической помощью. Технология работы социаль-ного педагога с различными категориями населения. Методика диагностики личности и окружающей ее микросреды. Методика социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации. Со-циальный педагог как социальный менеджер: технологии социального планирования и управления.
12. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Особенности современной семьи, ее структура, динамика. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов, правовое ре-гулирование семейных отношений. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Воспитание в семьях разных типов, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.
13. Методология и методика психолого-педагогических исследований. Понятие методологии. Структура педагогического исследования, вариативность его построения. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов. Организация исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ. Исследование методов математической статистики в педагогическом исследовании. Научные выводы.
14. Основы профориентологии. Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особен-ности профессионального самоопределения. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.
15. Основы специальной педагогики и психологии. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное разви-тие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Особенности аномального развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реаби-литация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики.
16. Коррекционная и инклюзивная педагогика. Коррекционная педагогика и инклюзивная педа-гогика как отдельные отрасли знания. Проблема нормы развития. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и основное содержание коррекционно-развивающего обучения. Клинико-психолого-педагогическая ха-рактеристика детей с интеллектуальной недостаточностью и проблемы их обучения и воспитания. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей.
Обучение дистанционное с одной неделей очных занятий. Даты очных занятий указаны (по выбору слушателя). Очные занятия проходят в Санкт-Петербурге. По окончании выдается диплом о проф.переподготовке (520 ак/часов), дающий право на ведение нового вида проф.деятельности.
Программа рассчитана на слушателей, имеющих высшее непрофильное образование, стаж работы в дошкольном образовательном учреждении, а также на лиц без специального образования, желающих получить право работы в области дошкольного образования. Возможна поэтапная оплата.
Очные занятия можно пройти в режиме онлайн.