Информация к размышлению
Структурные элементы конфликта
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения).
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Различия между людьми как причина конфликта
1. Различное мировосприятие;
2. Различное отношение людей к своим обязанностям;
3. Разное понимание смысла выполняемой работы;
4. Различная степень подготовленности к выполняемой работе;
5. Противоположность интересов;
6. Различие черт характера.
Эмоциональные источники конфликта
Конфликт – это не просто различие в позициях. Различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее как просто предмет для обсуждения или разговора. Необходимо принимать во внимание эмоциональные источники конфликта, непосредственно связанные с базовыми потребностями людей:
1. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.
2. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.
3. Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.
4. Эмоции, связанные с самоиндификацией – с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе – Я, в утверждении собственных ценностей.
Четыре модели альтернатив и притязаний
1. Нет предполагаемого расхождения интересов, потому что уже известная альтернатива удовлетворяет притязаниям обеих сторон.
2. Притязания первой стороны поднимаются до такого уровня, что альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению, подобрать уже невозможно.
3. Притязания второй стороны достигают уровня, при котором невозможно подобрать альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению.
4. Взаимоприемлемая альтернатива более недосягаема, а оставшиеся альтернативы имеют характер игры с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает проигрыш другой.
Типология конфликта
1. Конфликт задач – касается содержания и целей выполняемой работы.
2. Конфликт отношений – фокусируется на межличностных отношениях.
3. Конфликт процесса – связан с тем, как выполняется работа.
Процесс развития конфликта в организации
Стадия 1. Потенциальная оппозиция.
Условия, в которых может зародиться конфликт:
1. Недостатки коммуникации;
2. Структурные особенности;
3. Личностные переменные.
Стадия 2. Распознавание и персонализация.
Воспринимаемый конфликт – хотя бы одна из сторон потенциального конфликта должна знать о существовании предшествующих условий.
Ощущаемый конфликт – обнаруживается эмоциональная вовлеченность сторон (беспокойство – напряженность – разочарование – неудовлетворенность - враждебность).
Стадия 3. Поведение.
Основные способы поведения в ходе конфликтной ситуации:
1. Конкуренция;
2. Сотрудничество;
3. Приспособление;
4. Избежание;
5. Компромисс.
Стадия 4. Последствия.
1. Улучшение показателей работы;
2. Ухудшение показателей работы.
|