Теория рынков - ячейка экономической теории, которая изучает: расщепление ограниченных ресурсов по рынкам товаров, образование рыночных цен, устройство рынков, факторы производства, рыночное поведение, а также возможность входа и выхода из рынка. Теория стала результатом политических распрей народников и марксистов, изложена же впервые была Туган-Барановским в труде «Промышленные кризисы». Здесь потребительские товары он подразделяет на «предметы потребления капиталистов» и «предметы потребления рабочих», ставит под сомнение пророчество Маркса о крушении капитализма. Исходит Туган-Барановский из ряда предположений ограничительного характера. Из-за нейтральности денег «продукты покупаются на продукты», а у предпринимателя удается аллокация условий производства согласно спросу. Принимая эти положения в качестве основы, то не возникает проблем с доказательством того, что «капиталистическое производство само для себя создает рынок». Плюс к этому, делая предположение, что капиталисты в любой период цикла реинвестируют (используют долю прибыли, получаемую в виде дивидендов, для пополнения бюджета компании) половину своей прибыли, Туган-Барановский отмечает, что при постоянном росте средств производства и сокращающемся одновременно с этим производстве потребительских товаров, выход находят все изготовляемые товары. Отсюда вывод Туган-Барановского: «При пропорциональном распределении общественного производства никакое сокращение потребительского спроса не в силах вызвать превышения общего предложения продуктов на рынке сравнительно со спросом на последние».
|