Бюджет (от старофр. bouge — сумка, сундук, от уменьшительного bougette — кошелек; из французского языка слово перешло в английский в виде budget, что означало кошелек, сумка, потом — портфель) - совокупный расчёт доходов и расходов определённого лица, семьи, бизнеса, организации, государства и т. д., устанавливаемый на определённый период времени, обычно на один год. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: - Федеральный бюджет - бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр. Основные типы бюджета: - бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации. - бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период. Классификация бюджетов: 1.Долгосрочные и краткосрочные 2.Постатейные бюджеты 3.Бюджеты с временным периодом 4.Гибкие и статические бюджеты 5.Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно: 1.распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей; 2.формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей; 3.формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.
|