XYZ-анализ предполагает оценку значимости ресурсов компании в зависимости от частоты и характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах: - Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
- Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
- Распределение по категориям X, Y, Z.
- Графическое представление результатов анализа.
Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %. Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %. Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %. Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам: - сезонность продаж,
- тренд,
- акции,
- дефицит и т. д.
Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с АВС-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств. Коэффициент вариации— это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса. Рассчитывается по формуле: где: - коэффициент вариации
- среднеквадратичное отклонение
- среднеарифметическое
- i-тое значение статистического ряда
- количество значений в статическом ряде
|