Эффект храповика – тенденция цены к повышению при увеличении совокупного спроса. При этом при снижении спроса цена, как правило, не понижается, а остается на прежнем уровне.Примером эффекта храповика является следующая ситуация. Предположим, для решения экономических задач правительство стимулирует спрос на продукт N. Новое макроэкономическое равновесие возникает уже при более высоком уровне цен на продукт N при большем объеме его производства. Затем правительство прекращает поддерживать искусственный спрос на новом уровне. Спрос сокращается, за ним сокращается производство продукта N. Однако цена (из-за невозможности снизить номинальную заработную плату, монополизма на рынках и т.д.) неэластична в сторону понижения. Это приводит к ухудшению экономической ситуации, когда высокий уровень цен на продукт N сочетается с низким реальным объемом его производства.Свое название эффект храповика получил от названия механизма, позволяющего рычагу двигаться только в одну сторону.