Вольфсбергские принципы - универсальные директивы содержащие базовые элементы механизмов предотвращения легализации полученных преступных путем доходов через банковский сектор; практически – представляют собой“руководство к действию”, на основе которого каждый банк может определять свои собственные механизмы противодействия отмыванию доходов, исходя из своих специфики, условий и возможностей. Вольфсбергские принципы (далее – “Принципы”) предусматривают, что предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей должно входить в число целевых приоритетов банковской политики. На практике реализация этого приоритета предполагает, в первую очередь, ответственный подход к работе с клиентами,включающий разумную проверку источника их благосостояния, и средств, с которыми совершаются операции, а также – что немаловажно - персональную ответственность служащего банка, ведущего работу с конкретным клиентом. В целях снижения вероятности подкупа банковского служащего “Принципы” рекомендуют осуществлять принятие решения об открытии новых счетов и установлении отношений с новыми клиентами по меньшей мере еще одним сотрудником банка, помимо сотрудника,непосредственно работающего с клиентом. Отправной точкой работы с клиентом и бенефициаром должна стать идентификация клиента, включающая в себя детальную проверку личности клиента (если речь идет о физическом лице)или документальных свидетельств существования и надлежащей организации корпорации, товарищества, фонда и пр. При идентификации бенефициаров проверяется, действительно ли данное лицо действует от своего имени (если речь идет о физическом лице); если речь идет о юридическом лице -происхождение фондов компании, данные об основных владельцах или владельцах акционерного капитала, лицах осуществляющих контроль за движением средств(например, директоров и лиц, имеющих правомочие давать указания директорам). В случае необходимости служащий банка может принять решение о необходимости проверки прочих акционеров (при этом не имеет значения, являются ли доли акционерного капитала именными или на предъявителя). В случае проверки неакционированного общества действия служащего банка не меняются. При открытии счетов на имя управляющих средствами и аналогичных посредников служащий банка должен удостовериться, что посредник осведомлен о личности своих клиентов или имеет закрепленное обязательство проводить проверку клиентов в той форме, которая бы устраивала банк. Только после проведения процедур идентификации разрешается открытие номерных или кодированных счетов. При обслуживании разовых клиентов и предоставлении электронных услуг банк определяет, следует ли перед открытием счета проводить более детальную проверку. В “Принципах” рекомендуется структурировать процедуру проверки по следующим информативным блокам: выявление цели и причины открытия счета, перечня предполагаемых операций по счету, анализ деятельности, являющейся источником доходов, оценку капитала,анализ источников происхождения и способов перевода денег, использованных для открытия счета, анализ репутации клиента и иной дополнительной информации, в случае недостаточности этой информации – проведение личной встречи с клиентом. В числе ситуаций,требующих дополнительного внимания, “Принципы” обоснованно выделяют: - операции с клиентами и бенефициарами, являющимися резидентами и получающими средства из стран, о которых достоверно известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием капиталов или являются странами повышенной криминогенности; - операции с клиентами и бенефициарами, источником средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег; - операции с юридическими лицами, созданными в оффшорных зонах. Большое внимание в“Принципах” уделяется рекомендациям, как действовать банку в случае выявления необычных или подозрительных обстоятельств в работе с клиентом. Прежде всего,рекомендуется каждому банку разработать собственный документ, позволяющий отнести ту или иную деятельность к необычной или подозрительной. Критериями необычности или подозрительности при этом могут служить: движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента, операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений, частые переводы средств по счету(что дает основание предполагать использование данного счета в качестве транзитного), а также другие критерии на усмотрение банка. В качестве способов выявления необычной или подозрительной деятельности предлагаются: осуществление мониторинга операций, анализ контактов клиента (встречи, поездки, хобби),анализ информации из независимых источников (средств массовой информации,Интернета, пр.), анализ внутрибанковской информации об окружении клиента(например, политическая ситуация в стране клиента).
|