Вы составили бизнес-план и ищете инвесторов. Посмотрите на него глазами человека, который будет принимать решение, вложить ли деньги в ваш проект. По каким параметрам инвесторы оценивают бизнес-планы? Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне риска. Анализ инвестиционного проекта начинается с рассмотрения характеристик инвестиционной среды (инвестиционного климата). Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится обследование и проверка истинности всех сведений (due diligence) об объекте инвестиций для подготовки к осуществлению инвестиционного проекта и его финансирования. 1. Общеэкономический анализ инвестиционного проекта Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов. В ходе общеэкономического анализа обычно рассматриваются: темпы экономического роста уровень социально-политической стабильности уровень правовой стабильности уровень инфляции стабильность национальной валюты состояние платежного баланса страны уровень процентной ставки за кредит размеры и динамика государственных расходов и инвестиций развитость рыночной инфраструктуры
2. Отраслевой анализ инвестиционного проекта Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект, должна быть рассмотрена со следующих позиций: 3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционного проекта Анализ всех существенных сторон деятельности компании, которая является перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо бизнес-плана, либо технико-экономического обоснования (ТЭО - аналог “ feasibility study ”) и отражает следующие аспекты: Полнота проводимого микроэкономического анализа зависит от того, как планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности компании, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием предполагаемых участников проекта. Анализ самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта, построение финансовой модели и оценку проекта в соответствии с выбранным критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная информация образует основу для составления бизнес-плана. Наряду с подготовкой бизнес-плана проводится анализ возможных способов привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.) в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования (corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг (андеррайтинга). Анализ инвестиционного проекта 1. Проверка исходных данных Информация, используемая в ходе анализа инвестиционного проекта, должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным: объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и т.п.) затраты на производство и реализацию продукции/услуг нормы амортизации ставки процентов за кредит имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта продукцию
2. Маркетинговый анализ Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ). Последний проводится по следующим этапам: 1) оценка конкуренции и других внешних факторов: 2) определение стратегии маркетинга: стратегия сбыта стратегия ценообразования использование рекламы, связи с общественностью (public relations), продвижения товара анализ места размещения компании последующая стратегия маркетинга
3) исследование рынка: 4) прогноз объема продаж: объемы продаж по периодам объемы продаж по продуктам и услугам объемы продаж по группам потребителей доля рынка
Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов по проекту. 3. Анализ организационно-правовой формы Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в зависимости, прежде всего, от следующих исходных предпосылок: 1. Проект реализуется на базе существующего предприятия - объекта инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования. 2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный капитал оговоренную сумму. Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.). Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования. 4. Финансовый анализ Финансовое планирование является составной частью процесса инвестиционного планирования и представляет собой моделирование будущих финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется путем создания и использования финансовой модели и интерпретации результатов расчетов. Применение финансовой модели позволяет: анализировать и прогнозировать финансовые результаты проводить анализ чувствительности снизить затраты времени и средств на хранение и переработку информации снизить риск человеческой ошибки сократить время на проведение расчетов
Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В своем наиболее полном виде финансовая модель позволяет не только просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с установленными критериями. Некоторые модели включают статистические методы прогнозирования, используемые для построения трендов по основным параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом. Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов: Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры вводимой и выводимой информации). Создание модели. Пробный запуск и проверка модели. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам проверки). Использование модели.
При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как, например, методы ведения бухгалтерского учета порядок начисления амортизации расчеты налоговых платежей график погашения долговых обязательств стратегия формирования запасов и др.
При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация, предположения, формат документов должны быть представлены таким образом, чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты при реализации заданных условий. Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей, построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса. Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового планирования деятельности предприятия. Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей составляются бюджеты денежных средств - прогнозы поступлений и платежей на будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия проводится на основе бюджета денежных средств. По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели, взаимосвязи между элементами учесть специфичные условия функционирования данного предприятия, реализации проекта. Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели *При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному инвестиционному проекту. ** Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих показателей при построении финансовой модели для оценивания инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего предприятия. 5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов Для сравнения и выбора инвестиционных проектов инвестор обычно использует следующие критерии:
|