КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (28)

 

Статьи (0)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Бесплатные видеокурсы / Банки, кредитование, инвестиции / Бесплатный видеокурс: Как работают рейтинговые агентства?

Бесплатный видеокурс: Как работают рейтинговые агентства?

Финансовое-образование.рф / Все публикации компании
Преимущества рейтинговых агентств. Как рейтинговые агентства работают с участниками финансового рынка? Шкала рейтингов финансовой устойчивости и надежности. Где публикуются рейтинги финансовой устойчивости и надежности? Принципы работы рейтингового агентства.

По сути, любой заинтересованный человек может провести собственный анализ финансовой устойчивости той или иной компании на основании данных, опубликованных в Интернете, журналах и газетах. Но, безусловно, рейтинговые агентства имеют большие преимущества перед другими аналитиками, поскольку имеют доступ ко всей необходимой финансовой документации рейтингуемой компании.

О том, по какому принципу работают рейтинговые агентства, рассказывает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Александрович Самиев.


Как работают рейтинговые агентства? 10:41 мин



Преимущества рейтинговых агентств 

Как рейтинговое агентство работает с компаниями, с банками, и как непосредственно строится анализ? Что банки и компании предоставляют в рейтинговое агентство? Почему у рейтинговых агентств есть преимущество перед простыми людьми, которые интересуются финансовым рынком, перед аналитиками, которые могут вот так же пытаться рассчитывать финансовые показатели?

В чем преимущество именно рейтинговых агентств? Есть 3 главных преимущества: первое преимущество в том, что рейтинговое агентство заключает договор с рейтингуемой компанией, с рейтингуемым банком, и в этом контракте указано, что должен предоставить банк, страховая компания, управляющий компанией, пенсионный фонд. Агентство получает всю отчетность: и управленческую, и финансовую отчетность от компаний и банка, и поэтому имеет доступ к полной информации, то есть объем информации, который может проанализировать рейтинговое агентство, на порядок больше, чем та информация, которая доступна просто через сайты, через какие-то публичные источники информации.

Конечно же, можно узнать о возможных проблемах в банке и страховой компании из прессы, можно узнать и на форумах, по каким-то отдельным публикациям, упоминаниям, но с другой стороны, тем массивом данных для необходимого анализа, которыми располагает рейтинговое агентство, никто больше не может располагать, потому что тут доступ ко всей отчетности, ко всем данным из самих рейтингуемых компаний банков – это первое преимущество. Второе преимущество рейтингового агентства – накоплена база и отчетности показателей, и непосредственно аналитических данных по всем участникам рынка, по всем банкам, по всем страховым компаниям, по всем эмитентам облигаций и участникам фондового рынка. И это дает преимущество уже непосредственно в масштабе анализируемых данных: можно сравнивать, можно выводить зависимости статистические. Например, какие факторы могут реально привести к проблемам с финансовой устойчивостью, с невыполнением обязательств на основании такой большой базы данных за несколько лет по всем участникам финансового рынка. Конечно же, очень сложно собрать такую базу данных. Еще сложнее ее анализировать.

И наконец, третье преимущество, которое имеет рейтинговое агентство, – в процессе непосредственно присвоения рейтинга участвует много экспертов, которые не только проводят финансовый анализ, но и проводят качественный анализ, пытаются выявить какие-то закономерности, которые не всегда очевидны непосредственно из расчета финансовых коэффициентов. Это и опыт работы этих экспертов, который может позволить выявить что-то такое, какие-то подводные камни, которые не очевидны из финансового анализа. Это и интуиция какая-то также, которая тоже имеет место, конечно же, в финансовом анализе. И сложно такими понятиями оперировать, если нет достаточного опыта работы по непосредственно качественному финансовому анализу.

Как рейтинговые агентства работают с участниками финансового рынка? 

Вот в этом плане есть преимущество, и когда рейтинговое агентство работает с компанией, с банком и запрашивает непосредственно отчетность, анализ не ограничивается, безусловно, только расчетом финансовых коэффициентов, это очень подробный, масштабный анализ всех параметров. Компания или банк, которые получают рейтинг, обычно работают с рейтинговым агентством несколько месяцев. Сначала предоставляют всю отчетность: финансовую, управленческую отчетность, предоставляют информацию об акционерах, могут предоставлять еще гарантийные письма, и агентство оценивает также возможную поддержку государства, которая может быть оказана банку, или страховой компании, или иному участнику финансового рынка, что также может обеспечить выполнение им обязательств.

После предоставления всей отчетности, всей информации, рейтинговое агентство производит непосредственно качественный финансовый анализ, это занимает около месяца, за это время могут быть подробные интервью и с акционерами, и с менеджментом, чтобы оценить адекватность менеджмента, адекватность акционеров, ресурсы акционеров, возможные проблемы у холдинга и у собственников банка или страховой компании. И только после этого рейтинговое агентство выносит на рассмотрение, на рейтинговый комитет вопрос о рейтинге – это очень сложный вопрос, поэтому в принятии решений участвуют много экспертов. Это не один человек и не два, это 30, как правило, экспертов, которые, которые рассматривают непосредственно статфинансовые анализы, и проводятся голосования по вопросу рейтинга. Поэтому это вопрос очень сложный. Понятное дело, что здесь есть конфликт интересов, потому что рейтинговое агентство, по идее, заинтересовано, чтобы было больше рейтингов и больше бизнес, при этом банки и страховые компании оказывают на рейтинговое агентство давление, для того чтобы получить более высокий рейтинг.

И рейтинговые агентства здесь должны выдерживать баланс. Чрезмерная лояльность к клиентам, к банкам, к страховым компаниям, конечно же, здесь недопустима, потому что рейтинги используются прежде всего инвесторами, кредиторами, вкладчиками, клиентами банков, страховых компаний, и именно для них информация также крайне важна. Поэтому рейтинговое агентство прежде всего ориентируется не на давление банков и страховых компаний, а на запросы инвесторов и клиентов банков и страховых компаний.

Шкала рейтингов финансовой устойчивости и надежности 

Рейтинги финансовой устойчивости и надежности банков, страховых компаний и других финансовых институтов проставляется, как правило, по общей шкале. У рейтинговых агентств шкалы отличаются, но не принципиально. Как правило, это обозначение какой-то буквы, то есть чем выше рейтинг, чем выше финансовая устойчивость страховой компании, или банка, или иного финансового института, как правило, обозначение идет: буква плюс какой-то символ. Допустим, в нашей шкале А++ – это наивысший рейтинг, то есть это максимум финансовой устойчивости, наиболее надежные банки и компании, и дальше идет рейтинговая шкала – чем ниже буква, то есть В – это, соответственно, ниже рейтинг, С – это совсем низкий рейтинг, и D – это уже банкротство или отзыв лицензии у компании или банка.

У других агентств принципиально то же самое. Там просто могут быть разные буквы, но, как правило, буква А или несколько – АА, ААА – это высокий рейтинг, и чем ниже рейтинг, тем идем по алфавиту ниже. То есть буква В – это средний уровень рейтинга, С – собственно, это уже преддефолтный уровень. Как правило, это банки и компании, у которых очень низкая финансовая устойчивость. Ориентироваться по такой шкале достаточно просто, потому что она линейная, она простая, в ней есть всего лишь несколько рейтинговых классов, и можно достаточно понятно на ней увидеть расположение компаний и банков непосредственно в этой рейтинговой шкале.

Сравнивать банки и страховые компании между собой, исходя из такой шкалы, так же крайне просто. Не нужно проводить какого-то дополнительного анализа, не нужно изучать финансовые коэффициенты, просто по шкале видно, какой банк или страховая компания более надежен и финансово устойчиво, какой уже находится в группе риска, или же уже даже не исполняет свои финансовые обязательства.

Где публикуются рейтинги финансовой устойчивости и надежности? 

Сейчас рейтинги достаточно широко публикуются, они распространены, их можно найти и в средствах массовой информации, не только специализированных. Допустим, рейтинги нашего рейтингового агентства публикуются и в банковских средствах массовой информации, и в журнале «Эксперт», который не является специализированным финансовым журналом, а достаточно широко распространен, на сайтах рейтинговых агентств, на других сайтах, которые публикуют информацию о финансовых институтах, о банках, о страховых компаниях. Есть специализированные сайты, где непосредственно есть даже специальные разделы, где только рейтинги публикуются всех рейтинговых агентств, и там достаточно просто ориентироваться, можно сравнить рейтинги банков, страховых компаний, пенсионных фондов между собой. Рейтинги присвоены разными агентствами, потому что агентства могут иметь разные мнения по одному и тому же банку, и это очень полезно для того, чтобы сравнивать между собой.

Принципы работы рейтингового агентства 

Рейтинговое агентство наблюдает за банками, за финансовыми институтами достаточно регулярно. Пересмотр рейтинга может происходить раз в месяц или раз в квартал. Как правило, рейтинговое агентство раз в месяц просит предоставить текущую финансовую отчетность, а также отслеживает новости и какие-то события, которые могут быть связаны с деятельностью банка, страховой компании. Если происходят существенные изменения в финансовых показателях, в действиях акционеров, какие-то перемены внутри банка или компании, может быть, это какое-то внешнее влияние, конечно, же рейтинговое агентство тут же вносит на рассмотрение и достаточно оперативно старается пересмотреть рейтинг, повысить рейтинг, понизить рейтинг, если меняется ситуация.

Мы рассматриваем рейтинги банков каждый месяц. Мы каждый месяц подтверждаем или пересматриваем рейтинги всех банков, другие финансовые институты, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, инвест-компании, по ним мы рассматриваем 1 раз в квартал. Более часто рассматривать нет смысла, потому что нет финансовой отчетности и, как правило, там нет информации, на основании которой можно пересматривать. Тем не менее достаточно регулярное рассмотрение. И рейтинговые агентства стараются оперативно принимать решения, потому что рейтинг – это достаточно распространенный индикатор инвестиционных решений. И, конечно же, всем участникам и фондового рынка, и неквалифицированным инвесторам нужно оперативно получать эту информацию.

Поэтому рейтинговое агентство в своей деятельности исходит из того, что, как минимум, раз в квартал, а лучше чаще нужно осуществлять подробный анализ всех рейтингуемых компаний и банков, и сообщать рынку о возможных изменениях в рейтинге, то есть в финансовой устойчивости.
Другие бесплатные видеокурсы
Все бесплатные видеокурсы, Банковские курсы
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket