КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (0)

 

Бесплатные видеокурсы (28)

 

Статьи (0)

 

Новости (0)

 

Победители конкурса грантов (0)

 


 
СМИ / Бесплатные видеокурсы / Банки, кредитование, инвестиции / Бесплатный видеокурс: Финансовые услуги: борьба со страхами потребителя

Бесплатный видеокурс: Финансовые услуги: борьба со страхами потребителя

Финансовое-образование.рф / Все публикации компании
С одной стороны, государство старается защитить права потребителей финансовых услуг, назначая различные федеральные службы и контролирующие органы. С другой – количество «обманутых вкладчиков» не уменьшается, о чем свидетельствуют многочисленные опросы и форумы в Интернете. О том, как государству следует бороться со страхами потребителей, рассказывает Управляющий партнер компании Lineberger Advisers, создатель проекта «Финансовое образование.рф» Роман Викторович Муразанов.

Финансовые услуги: борьба со страхами потребителя  7: 18 мин



Многие операторы розничного рынка банковских, страховых услуг говорят о том, что потребление финансовых услуг носит в принципе вынужденный характер. То есть это введение обязательных видов страхования, это зарплатные карты и зарплатные программы, которые реализуются на предприятиях и так или иначе включают людей в рынок финансовых услуг. Но, к сожалению, многие из них, включаясь в этот рынок, не понимают ни своих прав, ни своих обязанностей, не понимают сути страховых, банковских продуктов, не понимают, что такое ценные бумаги и так далее.

Проблема связана с тем, что есть два аспекта: с одной стороны, очень трудно этим людям найти источники, где такую информацию взять, и можно констатировать факт, что многие участники рынка (я имею в виду коммерческие организации) не очень-то заинтересованы в том, чтобы потребители их услуг становились слишком грамотными, потому что тогда придется больше отвечать за те продукты, которые они продают этим потребителям.

С другой стороны, есть государство. Государство старается защищать права потребителей финансовых услуг, но если мы посмотрим на то, что происходит на рынке, то, к сожалению, мы будем констатировать следующее (я приведу в пример Федеральную службу страхового надзора): у нас еще не так давно было порядка 30000 страховых организаций. Сейчас количество страховых организаций – около 800. Но этот процесс очистки страхового рынка, к сожалению, привел к тому, что многие страхователи на самом-то деле серьезно пострадали. Потому что в тот момент, когда регулятор пытался очистить рынок от недобросовестных страховщиков, многие люди продолжали покупать полисы, совершенно не понимая, где взять информацию о том, будет ли выплачено возмещение, если это страхование ответственности перед третьими лицами и не получится ли так, что, купив полис, я все равно буду обязан возместить ущерб пострадавшему?

Таких вопросов и примеров на самом деле много как в страховой отрасли, так и в банковской отрасли и так далее. То есть, с одной стороны, государство защищает потребителей финансовых услуг, оставляя на рынке наиболее устойчивые финансовые организации. Но с другой стороны, это происходит в таком виде, что люди не очень-то понимают, что их защищают. Они это воспринимают так: я купил финансовый продукт, а в результате через 2-3 месяца выясняется, что лицензии у этой организации нет, я деньги отдал, как их вернуть – непонятно. А как часто это бывает, люди узнавали об этом уже постфактум. Он кому-то въехал на машине в зад, и думает: очень хорошо, у меня есть полис, сейчас за меня все погасят! Приходит в страховую компанию т видят закрытую дверь. В результате кто на самом деле получается плохим? Отнюдь не страховщик! Очень часто – государство, потому что, как показало исследование, у нас люди (даже экономически активная часть населения) не склонны брать на себя ответственность за финансовые решения, которые они принимают.

В этом разрезе, я думаю, мы должны говорить о финансовой грамотности в двух ипостасях. С одной стороны – мы должны говорить о финансовой культуре, которая должна прививаться начиная со школы. То есть это как потреблять, как сберегать, как понимать, что помимо прав есть еще и ответственность при потреблении финансовых услуг, при потреблении кредитов. С другой стороны – для тех, кто уже включен в этот процесс, это уже, безусловно, вопрос финансовой грамотности. То есть люди уже включены в процесс, им нужно помогать получать эти знания в доступном виде. Буквально несколько слов непосредственно о финансовой грамотности. Существует очень много замечательных программ по финансовой грамотности. Но люди у нас начинают потреблять эту информацию только тогда, когда уже один раз серьезно обожглись. И во что это выливается?

Масса негатива в Интернете по вопросам, касающимся финансовых организаций. Почему? Люди не делятся радостью, но когда кому-то кто-то наступил на больную мозоль, все обязательно начнут создавать черные списки, форумы обиженных вкладчиков и так далее. Но, к сожалению, все эти форумы информации, которые выплескиваются в масс-медиа, не помогают людям потреблять продукты правильно. Они помогают решить текущие проблемы, которые связаны конкретно с неудачным потреблением услуги, которая уже существует де-факто.

При этом нужно понимать, что пытаться обучить людей всех и сразу – бессмысленно. Люди будут потреблять эти знания по запросу. То есть только тогда, когда они хотят потреблять финансовые услуги. И, самое главное, нужно работать с теми, кто уже потреблял и попал в неприятную ситуацию. И последнее, что бы я хотел сказать: почему люди хотят видеть в качестве экспертов сотрудников органов государственной власти? Потому что они считают, что они не заинтересованы и им можно доверять.

Поэтому нужно давать таких экспертов, которых они как минимум знают, слышали, чтобы получать от них достоверные знания. Наш потребитель контента в любом виде – в печатном, видео, в виде обучающих программах, в виде книг – очень ревностно относится к тем фактам, когда такой контент дается из-под какой-то коммерческой организации. Хотя это благое намерение, но они сразу воспринимают это как попытку именно всучить им финансовую услугу, и больше никак.

Другие бесплатные видеокурсы
Все бесплатные видеокурсы, Банковские курсы
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket