Летом этого года к традиционным ОАО, ЗАО и пр. добавились ХП. Чем новая организационная форма привлекательная для предпринимателей и почему рядовым гражданам стоит отнестись к ней с повышенной осторожностью? С июля этого года в России можно регистрировать компании нового типа – хозяйственные партнерства (ХП). Собственно, речь идет о новой организационно-правовой форме юридического лица. Казалось бы, событие не из самых важных. Ну, будут в России, помимо привычных ООО, ОАО, ЗАО работать еще и новомодные ХП, и что с того? Тем не менее, если вы предприниматель, то вам будет интересно узнать, что форма ХП весьма удобна для организации нового предприятия, особенно если речь идет о возможности заработать на новых технологиях. Если же вы обычный гражданин, то вам лучше загодя понять, что недобросовестные граждане могут использовать форму ХП для создания схем по совсем нечестному отъему денег у населения. Закон позволяет составлять устав хозяйственного партнерства в достаточно свободной форме, и в него могут быть включены пункты, позволяющие привлекать деньги граждан и ничего не давать взамен. В Закон «О хозяйственных партнерствах» включены некоторые механизмы защиты от мошенничества, но полной гарантии они не дают. Итак, согласно N 380-ФЗ, хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, участники которой несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Удобен для венчуров и стартапов Недостаток существующих форм ООО, ОАО и ЗАО – сильная зарегулированность их деятельности законодательством. Это касается написания устава, управления компанией, условий формирования уставного капитала, процедуры ликвидации и пр. Поэтому было решено создать гораздо более гибкую форму – ХП. Ожидается, что в виде хозпартнерств будут создаваться компании, сделавшие ставку на инновационные виды бизнеса, когда прибыль получается на реализации некой уникальной идеи. Фактически эта самая идея и является основным активом предприятия на стартовом этапе. Чтобы превратить ее в рыночный продукт, нужны средства (хотя бы на продвижение). Но привлечь эти средства новорожденному бизнесу очень сложно. У него нет активов – недвижимости, оборудования и пр., под которые можно получить кредит, инвестиции или иную финансовую поддержку. На Западе распространена практика, когда носители ноу-хау, положенного в основу бизнеса, привлекают в соучредители компании инвесторов, обещая им права долю в бизнесе и на часть прибыли. Похожие отношения строятся с топ-менеджментом. На первом этапе управленцы работают за символическую плату, но, опять же в расчете на будущие дивиденды. В качестве соинвесторов могут привлекаться будущие потребители продукции или даже поставщики сырья. Но тогда еще в ходе создания фирмы все вложившиеся в нее лица должны получить гарантии того, что их интересы в будущем не будут нарушены. Сделать это можно, заключив соответствующие договора и включив определенные пункты в устав предприятия. Однако сегодня в России просто не существует организационно-правовой формы, позволяющей создать юридическое лицо с перечисленным набором свойств. Вот потому и появился закон о хопартнерствах. Разработчики проекта закона N 380-ФЗ из Минэкономразвития рассчитывают, что новая правовая форма позволит более эффективно привлекать инвестиции в российские рисковые проекты на стадии старт-апа и венчурные бизнес-проекты. Генеральный директор ООО «АССИСТЕНТ» (Казань) Ринат Нуреев считает, что форма ХП могла бы быть востребованной так же при формировании пулов специалистов, оказывающих интеллектуальные услуги: консультантов, юристов, маркетологов, однако могут возникнуть сложности с продвижением услуг этих пулов. Хозпартнерству запрещено размещать рекламу своей деятельности. Форма хозяйственного пратнерства дает участникам максимум свободы в плане установления правил игры. Например, можно вносить в складочный капитал партнерства любое имущества, причем возможно включение в соглашение прав участника на непропорциональное принадлежащей ему доле в складочном капитале участие в управлении партнерством. Предусмотрена возможность участия в партнерстве любых юридических и физических лиц, в том числе иностранных компаний. К партнерствам применяются минимальные требования в части обязательной отчетности, учета и хранения документов и обязательного раскрытия информации. Процедуры создания и ликвидации ХП максимально упрощены. «Лишний» закон Во всей этой истории с ХП есть один пикантный момент. Формально, все удобства, предоставляемые законом N 380-ФЗ, можно получить, используя уже имеющиеся законодательные нормы. Именно об этом, еще в период принятия закона о хозпартнерстве говорили эксперты. Аналогичного мнения придерживается гендиректор «АССИСТЕНТ» (Казань) Ринат Нуреев. «Хозяйственное партнерство – некий гибрид ООО и соглашения об управлении. Раз судебная практика не признает особо соглашения об управлении в части способов управления, порядке голосования, определения прибыли и т.д. – желающие заключать такие соглашения получили новую форму юридического лица – хозяйственное партнерство. Это достаточно глупая мотивация для закона. Получается, что у нас не работают эти нормы в ООО, и мы под эти нормы создаем новую форму юрлица. В целом этот закон выбивается из концепции развития гражданского законодательства, нет целостности в системе юридических лиц», - отмечает она. Маскировка для пирамид Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства считает, что применение закона в существующем виде создаст условия для совершения экономических преступлений. К партнерствам предъявляются минимальные требования в части обязательной отчетности, учета и хранения документов и обязательного раскрытия информации. Все это, в совокупности с возможностью включения в учредительные документы хозпартнерства почти любых условий, создает предпосылки для маскировки под ХП компаний весьма сомнительного свойства. Светлана Корабель считает, что хозпартнерство может стать заменой кредитно-потребительских кооперативов граждан (КПКГ). Напомним, что именно под эти кооперативы последние лет пять довольно часто маскируются финансовые пирамиды. В определенной степени развернуться мошенником под вывеской хозпартнерств помешает прописанный в законе запрет на размещение рекламы ХП. Однако защита получается слабенькая. Как замечает Светлана Корабель, хоть партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности, но нарушение этого запрета не влечет недействительность договоров, заключенных хозпартнерством.
|