КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Новости / Бухгалтерия, экономика, финансы, аудит / Бизнес-климат "ледяной": по уровню предпринимательской активности Россия на предпоследнем месте

Бизнес-климат "ледяной": по уровню предпринимательской активности Россия на предпоследнем месте

По уровню предпринимательской активности Россия остается на одном из последних мест в мире, констатируют эксперты Global Entrepreneurship Monitor (GEM).

Собственный малый бизнес в России зачастую оказывается чемоданом без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко, утверждает Александр Чепуренко, профессор, научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ, руководитель российской части проекта GEM в 2011 г. Основанием для этого утверждения послужила перевернутая пирамида воспроизводства предпринимательских страт в России: чем больше времени проходит с момента старта своего дела, тем большая доля россиян считает себя вынужденными предпринимателями, т. е. теми, кто занимается своим делом, поскольку не может найти своим навыкам и знаниям лучшего применения.

Специалисты GEM строят выводы на основе опросов населения стран (в том числе и России) в возрасте от 18 до 64 лет. В 2011 г. российской команде проекта, состоящей из сотрудников НИУ ВШЭ и ВШМ СПбГУ, удалось опросить 7500 человек. Всего в 2011 г. в опросах GEM приняло участие 140 000 респондентов из 54 стран.

По уровню предпринимательской активности в 2011 г. Россия (4,57%) оказалась на предпоследнем месте в мире. В большинстве субъектов РФ уровень предпринимательской активности еще ниже. Заметно превышают среднероссийский уровень (и улучшают суммарный результат) лишь показатели в Дагестане — почти 11% и Республике Саха (Якутия) — чуть больше 10%.

За прошедший год предпринимательская активность в России выросла лишь на 5%. Это худший результат в группе среднеразвитых стран, утверждают исследователи. Сказываются и отсутствие целенаправленной поддержки предпринимательства, и настроения населения, которые, в свою очередь, зависят от многих факторов — прежде всего от уровня человеческого капитала, состояния системы социальной защиты и других факторов, утверждает Чепуренко.

На одном из этапов исследования 36 российских экспертов GEM оценивали по пятибалльной шкале факторы, влияющие на развитие предпринимательства. Самые высокие в среднем оценки экспертов получили динамика рынков (3,18) и физическая инфраструктура (3,1), а самые низкие — бюрократия (1,83) и внедрение разработок (1,9).

Среди факторов, препятствующих развитию предпринимательства, российские эксперты выделили политику государства (30%), социально-политический климат (чуть больше 20%), культурные и социальные нормы (14%).

Занятно, что динамика факторов, влияющих на предпринимательство, может служить неплохим индикатором общей экономической ситуации в различных странах мира, утверждает Ольга Верховская, доцент кафедры международного и стратегического менеджмента ВШМ СПбГУ. Например, единственной страной из числа инновационно-ориентированных (по классификации GEM), получившей низкие оценки за уровень бюрократии, сопоставимые с большинством менее развитых (ресурсно-ориентированных и эффективностно-ориенти­рованных) стран, оказалась Греция. А по уровню внедрения научно-технических разработок, барьерам для входа на рынок и защите прав интеллектуальной собственности в группе традиционно слабых по этим показателям стран оказалась не только Греция, но и Испания, утверждает Верховская.

В России на предпринимательскую активность влияют сравнительно высокий и постоянно растущий уровень занятости в бюджетной сфере, низкая эффективность политики поддержки предпринимательства, неблагоприятные для микро- и малого бизнеса изменения в налоговой политике, отсутствие интереса (или возможностей) у муниципального самоуправления и у субъектов РФ к поддержке предпринимательства, говорит Чепуренко.

Российская бизнес-среда более благоприятна для крупных компаний, а не для средних и малых, говорит директор по коммуникациям Российской венчурной компании Евгений Кузнецов. Государство выстраивает систему барьеров, а не стимулов, утверждает он. А барьеры крупные компании преодолевают намного легче, чем мелкие и средние.

На системном уровне изменения к лучшему есть, говорит Кузнецов, но внешне они пока проявляются недостаточно. Система же естественного воспроизведения предпринимательства в России работает слабо. Сказываются и страх неудачи, и неблагоприятный общественный климат: общество не доверяет предпринимателям, особенно из высокотехнологических отраслей, утверждает он.

Исследователи GEM измеряют так называемый коэффициент расширения: отношение числа людей, вовлеченных в создание новых бизнесов, к числу тех, кто выходит из дела. Наибольший приток в ряды предпринимателей Россия пережила в 2006 г., в годы кризиса наблюдался сначала отток, потом стагнация, рассказала Ольга Образцова, заместитель руководителя лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ. В 2011 г. количество начинающих свое дело превысило число выбывших из бизнеса чуть больше, чем в полтора раза (1,55). Но 58,5% вышедших из своего дела не планируют в него возвращаться, отмечают исследователи.

До тех пор пока в России лишь 10-15% всех рабочих мест приходится на малый бизнес, рассчитывать на рост предпринимательской активности нельзя, говорит Александр Ивлев, управляющий партнер российского офиса EY. Для сравнения: в Китае, по его словам, на малый и средний бизнес приходится около 60% всех рабочих мест. Российское государство осознало необходимость развития малого бизнеса, утверждает Ивлев. Но для того чтобы добиться реальных улучшений, простыми решениями, к сожалению, не обойтись. Нужны комбинированные подходы, объединяющие и поддержку предпринимателей, и их обучение, и развитие необходимой инфраструктуры, утверждает он. Оценивать эффект от государственных инициатив, направленных на развитие предпринимательства в России, Чепуренко затруднился. По его словам, экспертное сообщество в разработку и мониторинг политики правительства по поддержке предпринимательства не вовлечено, независимая экспертиза не проводится, доклады о состоянии сектора малого и среднего предпринимательства не публикуются, система приоритетов по группам бенефициаров не выстроена. Именно по этим причинам, говорит Чепуренко, эффекта от государственной политики практически не видно.

Другие новости
Все новости, Семинары для бухгалтеров
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket