Случается, что поиск работы осложняется специфическими требованиями работодателя. Часто в погоне за уникальностью руководители компаний придумывают целые квесты. Есть ли грань между абсурдом и реальностью на рынке труда?
«Иван Сергеевич жил в Ленинграде, он был холостой, работал конторщиком, но он был особенный. Он умел проходить сквозь стены.
Теперь Василий Петрович Иванов служит в автобусном парке. Его работа заключается в том, что он перетаскивает с места на место испорченные автобусы».
Возможно, вам не придется проходить сквозь стены, как делают герои рассказов Даниила Хармса, или работать вороной, но наша реальность такова - никогда не угадаешь, что понадобится завтра. Например, в компании Василия Бойкого-Великого «Русское молоко» пару лет назад обязали всех сотрудников пройти «Основы православной культуры», а всем, кто имеет штамп в паспорте, обвенчаться в церкви под угрозой увольнения.
Не говоря о том, что уже вполне привычными кажутся запреты на ношение джинсов, на улыбки и перекусы на рабочем месте. В некоторых компаниях начальство любит контролировать внешний вид и просит девушек носить высокие каблуки, декольте и прочее.
Во время собеседований тоже хватает неожиданностей. Однажды меня спросили, люблю ли я ругаться матом — оказалось, что в компании принят такой стиль общения, и нужно быть лояльным к нецензурной брани. Знакомая как-то поделилась историей, что во время собеседования руководитель закинул ноги на стол и ждал реакции кандидата. Нередкими стали и проверки на полиграфе, причем это касается не только руководителей и государственных служащих. В некоторых международных организациях могут попросить сдать кровь на анализ.
Собеседования со странностямиЕвгения ДемидоваОднажды мены спросили: «Вы не замужем. А есть мужчина, с которым вы встречаетесь? Кем он работает? Какая у него зарплата?» На последний вопрос я не ответила, так как мы не муж и жена, и считать чужие деньги для меня неприемлемо. На что HR-менеджер отрезала: «Это плохо. Вы всегда должны знать уровень дохода человека, с которым встречаетесь».
При устройстве на работу в один частный вуз на должность руководителя пресс-центра я прошла за два часа три встречи: с HR-менеджером, бывшим пресс-секретарем, HR-директором. Последняя меня не спрашивала, а готовила к еще одной встрече, уже с проректором учебного заведения. В одно время и в одном месте было собрано сразу семь кандидатов на одну должность, у каждого из нас был свой номер. Нас предупредили, что время на беседу с проректором ограничено - не более трех минут. Ожидание встречи с ним длилось полчаса. Во время собеседования он спросил, какая зарплата у меня была на прошлом месте, и всё. Еще он попросил выслать презентацию о себе. Через две недели мне позвонили и отказали. Но я уже после десяти минут пребывания в этом заведении поняла, чем всё закончится.
В другой компании после двухчасовой беседы о моем творческом пути на телевидении (12 лет на телеканале «Россия») меня попросили назвать точные место, дату и время моего рождения. Сказали, что у директора есть знакомый астролог и он составляет карту на человека по этим данным и подбирает себе людей именно так.
Я уже не говорю о таких мелочах, как переходы на «ты» и запись на камеру, о которой тебя не предупреждали.
Тестовые заданияВасилий Циктор, PR-manager 2PolyglotСамым нелепым собеседованием, которое когда-либо было у меня – собеседование на вакансию инженера-технолога в промышленной компании. По крайней мере так было написано в описании вакансии. Это было маленькое двухэтажное здание, и производством там даже и не пахло. В офисе меня попросили подождать, я прождал около получаса. Наконец пришел менеджер по персоналу и попросил написать историю про маленького мальчика и скрипку. В итоге выяснилось, что никто моего резюме и вовсе не читал, а вакансии такой нет, руководитель сказал, что это какая-то ошибка, и ищет компания
менеджера по продажам.
Иногда сотрудников проверяют на лояльность, но не к бренду или компании, а к политическому строю. Одну из соискательниц попросили выразить отношение к нему в тестовом задании на должность пиар-менеджера в строительной компании.
Наиля Дмитриева, руководитель службы клиентской поддержки итальянского кадрового холдинга Gi Group RussiaВ ходе работы в кадровом агентстве мы часто сталкиваемся со специфическими требованиями работодателей к кандидатам. Условия отдельных вакансий могут значительно отличаться от сложившейся практики рынка труда. Особенно этим «грешат» компании, которым по причине ограниченности бюджета или штатной численности необходимо найти специалистов, способных быть максимально мультифункциональными. Так появляются вакансии кладовщиков
со свободным английским языком или грузчиков со
знанием программы Excel. Был реальный случай, когда одна крупная компания искала рядового специалиста с подтвержденными знаниями и опытом руководителя, но было особое указание генерального директора, чтобы в трудовой книжке кандидата не было записи об управленческом опыте. Было совершенно непонятно, откуда возьмутся соответствующие опыт и знания у будущего сотрудника.
Консультант кадрового агентства может скорректировать абсурдные пожелания заказчика, так как обладает экспертизой и знанием рынка труда и может убедить работодателя в том, что найти кандидатов с подобными требованиями будет сложно. Кандидатам же, обратившимся напрямую к работодателю, остается лишь получить отказ в рассмотрении своей кандидатуры и уйти работать на позиции, более приближенные к реалиям рынка. Обидно, когда для соискателя, который не смог соответствовать требованиям, зачастую взаимоисключающим друг друга, такая компания была работой мечты! А работодатель не может месяцами закрыть вакансию.
Ольга Никитина, начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан»Наши требования нельзя назвать абсурдными: мы не задаем странных вопросов на собеседовании и не ищем непонятных причин для отказа. Тем не менее, мы иногда стараемся разнообразить наш подход к поиску новых сотрудников и добавляем немного фантазии. Несколько месяцев назад у нас возникла проблема, которую требовалось решить неординарным путем. Нам нужно было найти двух специалистов на должности, предполагающие креативное мышление. Мы пошли проверенным путем и разместили стандартные вакансии на популярных хантинговых сайтах. Спрос был довольно хороший, и мы просто погрязли в собеседованиях. При этом уровень кандидатов нас не устраивал - в основном, из-за банальных и шаблонных ответов. Это подтолкнуло нас к мысли, что, возможно, мы задаем не те вопросы? Сделав выводы и решившись на эксперименты, мы полностью поменяли содержание вакансии и стали спрашивать про любимый сериал, цитаты мультгероев, предпочтения в музыке, просили ответить на детские загадки и нарисовать предмет, конечно, из профильной тематики. Результат не заставил себя долго ждать. Первый, кто прислал нам ответы на все вопросы, подтвердил свои креативные качества при личном общении, а сейчас демонстрирует их в работе.
По материалам
RJob.ru