Собеседование подходит к концу. Казалось бы, можно вздохнуть свободно. «У вас есть ещё вопросы?» Этот финальный вопрос выглядит формальностью, ведь вы уже поразили работодателя своими отрепетированными ответами, энтузиазмом и самообладанием. Однако эта «формальность» может решить вашу участь. Спросить о чём-то вы должны обязательно.
Вот 4 вопроса, которые ни в коем случае нельзя задавать работодателю, а также 4 варианта правильных вопросов, позволяющих получить больше информации о компании.
1. Как часто у вас увольняются сотрудники?Желание узнать, какова текучка кадров на предприятии, вполне понятно. Высокие цифры обычно сигнализируют, что в компании не всё в порядке – либо с коллективом, либо с условиями работы. Но увы, такая формулировка сразу восстановит менеджера против вас.
Вместо этого спросите:
Как давно вы работаете здесь? Насколько сложился коллектив моего будущего отдела?
Такой вопрос никого не обидит, и по нему вы сможете определить, часто ли меняются сотрудники на похожих должностях.
2. Как скоро я могу рассчитывать на повышение?Карьерный рост – немаловажный фактор в принятии решения о выборе места работы. Однако вы не должны создавать впечатление, что работа вам нужна только для того, чтобы скакать по карьерной лестнице.
Вместо этого спросите:
Есть ли у вас возможности для профессионального развития?
По ответу вы поймёте, вкладывает ли компания средства в развитие своих работников и насколько велики эти средства. А если на
профессиональный рост и обучение выделяется значительный
бюджет – значит, компания планирует продвигать сотрудника.
Для дополнительной информации о том, как быстро продвигаются сотрудники компании, загляните в их профили в LinkedIn.
3. Сколько часов в день мне придётся работать на самом деле?Иногда некоторые вакансии предполагают «гибкий график», поэтому имеет смысл уточнить, можете ли вы сами устанавливать своё расписание или вообще работать из дома. Но если речь идёт о старом добром 8-часовом рабочем дне, то такой вопрос выдаст вас с головой: это предполагает, что вы с первого же дня только и будете делать, что смотреть на часы, ожидая окончания смены.
Вместо этого спросите:
Как выглядит типичный рабочий день в отделе?
Самый распространённый ответ на это: «У нас не бывает типичных дней», за которым обычно следует: «Но, как правило, мы собираемся в 9-30 на планёрку, затем…»
4. Испытывает ли компания какие-либо трудности?Это вопрос для барной стойки со стаканчиком вина, а не для собеседования. Вряд ли вы здесь услышите в ответ откровенный рассказ о насущных проблемах предприятия. Скорее всего – вообще поставите собеседника в неловкое положение.
Вместо этого спросите:
Как вы думаете, с какими трудностями мне придётся столкнуться на своей новой позиции?
Формулируя вопрос таким образом, вы услышите то, что хотите знать – что будет осложнять именно вашу работу.
Кроме того, ответ на этот вопрос даст вам шанс произвести финальное впечатление на работодателя (если, конечно, вы сможете тут же предложить решение озвученных трудностей).
Например, вам ответят: «Вам предстоит быть посредником между дизайнерами и разработчиками, а они постоянно конфликтуют по поводу того, как совместить юзабилити и привлекательность.»
А вы на это можете сказать: «Поскольку у меня был опыт и дизайнера, и разработчика, то я знаю, как справиться и с теми, и с другими, и я убеждён, что смогу сплотить обе стороны в единую команду для того, чтобы в итоге получить действительно мощный продукт.»
Теперь, когда вы знаете, какие вопросы задавать нельзя и как всё-таки деликатно выведать то, что нужно, - вы легко справитесь с этим, на первый взгляд, невинным вопросом: «У вас есть ещё вопросы?»
Удачи!
По материалам
RJob