Несколько важных выводов из истории успеха одной из самых знаменитых компаний мира сделал психолог и журналист Тайлер Тервурен. Эти выводы пригодятся и вам.
Мартин Гудман понимал важность риска. Он, старший из тринадцати детей в семье эмигрантов из Литвы, вырос во времена Великой депрессии и ездил по стране, проживая в лагерях для бродяг. По всей Америке царили бедствия и отчаяние. Рисковые ребята из поколения его родителей фактически разрушили экономику страны, и теперь американцы жаждали лишь безопасности и стабильности.
Но Мартин хотел чего-то большего. Он хотел быть издателем и начал работать в компании Eastern Distributing Corp, где занимался продажами. Он работал много и усердно, доверял своей интуиции и поднимался по корпоративной лестнице. Его ждали большие дела. Но потом Eastern Distributing обанкротилась, и Мартин потерял работу.
Многие на его месте погрузились бы в депрессию, но Мартин продолжал упорствовать — он хотел идти дальше. Сменив несколько работ и добившись небольших успехов, Мартин решил создать собственную компанию — Timely Publications. Он заметил, что персонажи-супергерои становятся популярными, и сделал рискованную ставку: заплатил одной компании за разработку комикса о супергероях и напечатал миллион экземпляров. На кону стояла судьба его бизнеса.
Мартин ставил на продукты, которые могут принести колоссальный успех, и он понял, что на руках у него хит, когда писатели его журнала придумали нового звездного персонажа — Человека-факела. Звучит знакомо? Этот герой стал участником «Фантастической четверки». Это один из самых долговечных и узнаваемых брендов в комиксах за всю историю. Он принадлежит компании Marvel Comics — так стала называться компания Мартина с 1961 года.
Чему нас учит история Мартина? Если вы хотите знать, как создать что-то великое, вам также нужно понять, каково это — рисковать всем и стоять на грани поражения. Если вы хотите прокатиться на этой волне, стоит изучить три важных урока и правила успеха из истории Marvel.
1. Серьезная мотивация означает большой рискВы замечали, что потратить лишние 5 долларов в магазине можно, особо не задумываясь, но когда вы должны купить что-то серьезное — машину, компьютер — или поехать в отпуск, вы тратите на это значительное время и внимание? Мы запрограммированы фокусироваться на больших вещах и добиваться того, чтобы они получились правильно, потому что большое значит рискованное. Мы мотивированы избегать потерь. Большая покупка требует массы денег, а для большинства из нас это означает массу потраченного времени. Если затея провалится, то пройдет еще много времени — и много часов работы, — прежде чем вы сможете попробовать еще раз.
Мартин Гудман продал миллион экземпляров своего первого комикса, потому что у него не было другого выбора: типография не приняла бы их назад, если бы они не продавались. У него был стимул добиться результата, потому что иное было бы катастрофой.
Я называю этот метод достижения целей «бомбой с часовым механизмом». Если вы хотите наверняка сделать что-то серьезное — особенно если вы не уверены, что способны на это, — заранее запланируйте какие-то вещи, которые уже не вернешь назад и которые сделают провал непривлекательным вариантом.
Это, конечно, не значит, что нужно бросаться с головой во что-то, что может уничтожить вашу жизнь, не видя никаких возможных признаков успеха. Прежде чем вы пойдете на большой риск, сначала рискните по-малому.
Когда я написал, что Гудман заказал миллион экземпляров комикса, я умолчал о важной детали. Сначала он для проверки заказал 100 тысяч экземпляров. Когда они разошлись, он понял, что это не просто так, и был готов сделать колоссальную ставку — напечатать гораздо больше. Вторая партия продавалась так же хорошо, как первая.
2. Задавайте жесткие дедлайны, чтобы сфокусироватьсяВ 2009 году Disney купила Marvel Comics за $4 миллиарда. И если даже это вас не удивляет, то за десять лет до этого Marvel обанкротилась.
В каком-то смысле история Marvel похожа на историю из отличного комикса. Добро было побеждено, и кажется, что зло взяло верх. Но как только все становится совсем мрачно, появляется герой. Времени нет, поэтому он сразу берется за дело. Он быстро готовится к битве, собирает других людей вокруг себя, и затем, вопреки всему, они побеждают злодеев.
Героем-спасителем Marvel стал бизнесмен Дэвид Мэйзел, которому удалось сплотить организацию вокруг жестких дедлайнов и невероятного риска. Менее чем через десять лет после того, как Marvel потерпела самое страшное в своей жизни поражение — обанкротилась, — и никто в компании не был готов серьезно рисковать, Мэйзел убедил руководство Marvel пойти на самый большой риск за всю историю компании — построить собственную киностудию, причем быстрее, чем это казалось возможным.
Компания взяла
кредит на $500 миллионов долларов с условием возврата всего через семь лет. И они вернули этот долг. Но любой человек, разбирающийся в человеческой психологии и знающий закон Паркинсона — о том, что задачи заполняют все отведенное на них время, — сказал бы, что иначе и не могло быть.
Когда люди ставят перед собой невероятно жесткие дедлайны, зачастую случаются невероятные вещи. В таких случаях люди знают, что сделать что-то правильно — важнее всего остального. И лучший способ заставить себя сосредоточиться на чем-то правильном — это не давать себе времени на то, чтобы фокусироваться на чем-то еще.
Мэйзел знал, что путь к успеху — не просто сделать что-то большое, но сделать это быстро. Он знал, что угрожающий
дедлайн внушит сотрудникам ощущение срочности, необходимое, чтобы многое поменять. Я называю это «теорией большой мечты». И эта теория сработала.
Когда вы хотите организовать что-то большое — особенно если для этого вам нужна помощь других людей, — ваша команда должна чувствовать постоянное давление, чувствовать, что каждое действие на счету. Жесткие дедлайны выливаются в четкий фокус, а он приводит к успеху.
3. Не стесняйтесь воровать хорошие идеиСтив Джобс любил говорить, что хорошие художники копируют, а великие — крадут. Он имел в виду, что по-настоящему великие идеи и продукты возникают, когда ты начинаешь совершенствовать что-то уже существующее. Именно так Apple создала Macintosh, iPod и другие продукты, которые изменили рынки.
Marvel — в начале своего пути и после банкротства — сделала то же самое. И то же самое можете сделать вы.
Когда Мартин Гудман открыл Timely Publications и запустил свой первый комикс, он не придумывал какую-то новую идею. Комиксы существовали уже много лет, и истории о супергероях как раз начали набирать популярность. Мартин невероятно рискнул, но он ставил на то, что уже работало. Он улучшил существующую концепцию и поставил на нее все.
Дэвид Мэйзел сделал то же самое, когда выводил Marvel из долговой ямы. Фильмы о супергероях снимали уже десятилетиями. В том числе и о персонажах вселенной Marvel. И он знал, что на собственных фильмах можно заработать огромные деньги, потому что другие студии уже зарабатывали такие деньги на героях Marvel. Они перестали лицензировать использование своих персонажей и начали снимать собственные фильмы. Они поставили все на эту идею, и она сработала.
Вполне вероятно, что то, чем вы занимаетесь сейчас — не самая новая идея. И это не плохо, это хорошо. Это означает, что вам есть с чем работать. Что вы видите, в чем другие потерпели поражение до вас. Вы видите, что уже существует и что можно улучшить. И если вы бросите все силы на то, чтобы сделать это лучше, у вас это, скорее всего, получится.
Что можно сделать прямо сейчасЕсли у вас есть идея, которую вы хотите претворить в реальность, вам придется пойти на риск. И если вы хотите вдохновить других людей на то, чтобы эта идея состоялась, риск должен быть большим. Вот с чего начать:
- Сделайте риски еще серьезнее. Вам понадобится вся мотивация, какую только можно из вас извлечь — а значит, нужно взяться за дело настолько большое, что его нельзя игнорировать.
- Ставьте перед собой трудные дедлайны. Большие дела делаются быстро, когда люди сосредоточиваются на самом важном, и ничто не помогает этому так, как надвигающийся дедлайн.
- Опирайтесь на то, что уже работает. Новая, новаторская идея совсем не так полезна для мира, как уже существующая, но доведенная до совершенства.
Спросите себя — что сделать, чтобы ваша идея стала раз в пять масштабнее. Потом спросите себя — что бы вы сделали, если бы вам предстояло закончить это дело в пять раз быстрее. Ваши ответы приблизят вас к реальному решению.
Чтобы оказаться на грани успеха, вам нужно постоять на грани поражения. Это не значит, что шансы на успех и на поражение должны быть одинаковыми. Вовсе нет. Но ставки должны быть высокими. Только тогда ваш внутренний герой выйдет наружу, чтобы спасти мир.
По материалам
Идеономика