КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Личные компетенции, рост и карьера / Зачем компаниям нужны кофе-леди, маркетологи-акушеры и управляющие временем

Зачем компаниям нужны кофе-леди, маркетологи-акушеры и управляющие временем



В компании Enter вместо HR-департамента вот уже несколько лет существует управление счастьем сотрудников. И должности всех, кто работает в этом управлении, на визитках пишутся в сочетании со словом «счастье», а не «кадры». Иными словами, люди здесь занимаются не скучным кадровым делопроизводством, а формированием позитивного настроя тех, кто непосредственно общается с клиентом. Ведь чтобы сделать счастливым клиента, надо быть счастливым самому, поясняется на сайте компании.

Такие примеры не единичны. В «Тинькофф банке» есть позиция вице-президента по стилю. В названии этой должности нет, казалось бы, ничего необычного. За исключением одного – в других банках таких должностей не найдешь, утверждает Дарья Ермолина, директор по связям с общественностью банка. По ее словам, вице-президент по стилю отвечает за то, чтобы вся информация о компании, появляющаяся в интернете, была оформлена и выдержана в одном стиле: идет ли речь о сайте банка, его странице в Facebook или канале «Бизнес-секреты», который сейчас снова после трехлетнего перерыва будет вести владелец банка Олег Тиньков на YouTube.com. Даже пробеги велокоманды Тинькова оформляются в том же стиле. Ермолина говорит, что единый стиль нужен для формирования имиджа банка в глазах клиентов. Другие банки, поясняет она, тоже, конечно, занимаются своим имиджем, но эту работу выполняет там целый круг людей с разными, самыми тривиальными, названиями должностей.

Порадоваться в кризис

Нестандартные названия должностей в последнее время вошли в моду. На встрече директор по маркетингу может запросто представиться директором по формированию спроса, а руководитель отдела продаж – директором по удовлетворению спроса. Менеджерам по проведению мероприятий хочется называться менеджерами по удовольствиям, а PR-директорам – руководителями по репутации. И даже генеральным директорам надоела обыденность: на своих визитках они не стесняясь пишут «гениальный» или «генереальный». Традиционно считалось, что компании таким образом стараются поточнее донести до своих сотрудников, чем именно они должны заниматься. Экзотически описанные вакансии как бы содержат послания HR-бренда, поясняет Юлия Чашина, директор по персоналу SuperJob.ru: кроме непосредственного предложения и требований к соискателю они в той или иной степени доходчиво поясняют преимущества, уникальные особенности работы и атмосферы бизнеса. Но в кризис этот подход несколько расширился.

Так, люди, в названии должностей которых фигурирует слово «счастье», формируют позитивный имидж компании в глазах сотрудников, что очень важно сейчас, когда кругом царит апатия, раздражительность и тревога, рассуждает Анастасия Стасева, директор по развитию бизнеса хедхантинговой компании «Агентство Контакт» (Intersearch Russia). По ее мнению, это нужно и для привлечения представителей поколения Y, которые сейчас массово вышли на рынок труда и в отличие от людей постарше лучше воспринимают неформальный стиль общения. В списке вакансий нередко можно встретить и такие напыщенные названия, как «кофе-леди» или «клининг-менеджер». На самом деле речь идет о банальной работе секретаря или уборщика, рассказывает Стасева. В этом случае замысловатое название нужно для того, чтобы повысить статус низкоквалифицированной работы и привлечь лучших кандидатов.
Будущее за так называемым эмоциональным потреблением, когда во главу угла покупатель будет ставить не бренд продукта, а эмоцию, которую этот продукт вызывает, убежден Самвел Аветисян, управляющий партнер маркетинговой компании «Архидея». Такой подход приведет к тому, что маркетинговые приемы – а они часто проявляются и в названии должностей – нужны будут всем организациям, в том числе и производственным. В собственной биографии Аветисяна было немало забавных должностей. Например, в компании «Тинькофф» он когда-то разрабатывал стратегию продажи пельменей «Дарья» и называл себя «управляющим временем». «Я таким образом давал понять домохозяйкам, что, продавая им готовые пельмени, я экономлю их время, иными словами, я управляю их временем», – рассказывает он.

Сейчас Аветисян неофициально называет себя маркетологом-акушером. «Я помогаю родить физиологически здоровый, жизнеспособный маркетинговый проект. Поэтому я акушер», – говорит он. По его мнению, будущее именно за такими должностями.

Спугнуть клиента

Иногда странная должность может не развеселить, а, напротив, испугать. Так, один из клиентов Марии Макарушкиной, коуча и партнера компании «Экопси консалтинг», желая как-то приободрить своих подрядчиков, решил в визитке главного бухгалтера написать «наш великий контролер». Все дело в том, что у главного бухгалтера этой компании часто случалась выездная работа – женщина встречалась с подрядчиками, проверяла документацию. Задумка несла позитивный смысл: гендиректору хотелось, чтобы эти встречи были легкими и непринужденными, чтобы никто никого не обманывал. Но он ошибся. Слово «контролер» вызывало напряжение, подрядчикам казалось, что им не доверяют. Главному бухгалтеру не осталось ничего иного, как начать пользоваться своей старой визиткой.
Необычные названия должностей иногда встречаются в стартапах, которые любым способом пытаются заявить о себе на рынке. Так, Алексей Назаров, гендиректор тренинговой компании SellWell, вспоминает, как в 2002–2008 гг. он постоянно указывал на своей визитке должность «директор по открытым вопросам». Броское название помогало ему разговорить людей при знакомстве, потому что у молодой компании SellWell не было еще ни репутации, ни денег, а клиентов надо было как-то привлекать. Теперь Назаров этого не делает. Причина проста: его компания давно встала на ноги, среди ее клиентов были Сбербанк, «Газпром», ВТБ, и необходимость привлекать к себе дополнительное внимание отпала, поясняет он.

Не вписались в книжку

Работодатель, который в описании вакансии причудливой игрой слов хочет отразить миссию будущего сотрудника, на самом деле может оттолкнуть соискателя, особенно если речь идет о позициях, где рынок – в пользу кандидата, предупреждает Чашина. Юристы также обращают внимание на то, что есть профессии, должности и специальности, которые как ни крути, а нужно называть своими именами, т. е. так, как они описаны в квалификационных справочниках. Прежде всего это касается тех, кто занят на вредных и опасных работах и кому положена выплата компенсаций и льгот, а также сотрудников, которые несут материальную ответственность (главные бухгалтера, кассиры, контролеры), поясняет Дмитрий Кофанов, юрист по трудовому праву и гендиректор NS Consulting. Нельзя вносить одну, экзотическую, должность в штатное расписание, а другую, официальную, в трудовую книжку, замечает он. В принципе, экзотическим может быть и само штатное расписание, но тогда нестандартные названия должностей должны отражаться во всех остальных документах компании.

По мнению Кофанова, особого смысла в придумывании причудливых названий позиций нет. Тем более что это увлечение чревато разного рода проблемами. Например, некоторые работы очень трудно формализовать, а значит, прописать в должностных инструкциях. Как, например, объяснить менеджеру по счастью сотрудников, что именно он должен делать? Чтобы ценные кадры не увольнялись из компании, недостаточно придумать красивые названия для должностей – нужны четкое описание обязанностей и достойные зарплаты.

По материалам Ведомости
Другие статьи
Все статьи, Курсы карьера
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket