Правду говорят: многие люди пуще смерти боятся публичных выступлений. Но правда и то, что бизнесменам приходится переживать тысячи маленьких смертей, когда они выступают перед клиентами, на совете директоров и на различных конференциях. И эта смерть может оказаться медленной и мучительной, если человека попросят выступать внезапно, не предоставив ему время на подготовку. Одно из важнейших для бизнесмена качеств —
умение выступать спонтанно. Порой приходится произнести «пятиминутку» перед потенциальным инвестором или попросят прокомментировать работу команды продажников и т. п. — деловой человек в любой момент может быть принужден к неподготовленному выступлению. Таких ситуаций много, они непредсказуемы и для многих крайне страшны. Джон Колмен, американский публицист, предлагает несколько советов для создания идеальной публичной речи, даже если вы к ней не готовились.
Я научился справляться с такими ситуациями благодаря своему опыту в университете, а именно благодаря публичным дебатам («форуму», то есть на латыни — «публичной площади»). Из всех видов состязаний я предпочитал «экспромты», когда на подготовку пяти-семиминутной речи дается от одной минуты до получаса. Уроки, усвоенные на этих выступлениях, многократно окупились потом в работе. Я легко прошел через первые консалтинговые беседы сразу после выпуска. Я справлялся со сложными вопросами начальников и членов совета директоров. И эти же уроки выручали меня, когда нужно было обращаться к студенческой аудитории или к новому курсу аналитиков.
Эти навыки пригодятся и вам, какое бы положение вы ни занимали. Вот несколько полезных советов.
1. Определите структуру: основная проблема экспромта — неопределенностьЧто говорить? Чего не говорить? Хуже всего, когда речь гремит и грохочет, а цели не видно. На нашем форуме мы устраняли эту проблему, быстро набросав на бумажке структуру и суть: обычно это введение, два-три аргумента и вывод. Держа в уме эту схему, нетрудно дополнить детали — примеры из жизни, статистические данные. Когда мне приходится внезапно, прямо за столом или на собрании, высказывать свое мнение, я хватаю блокнот, салфетку или поворачиваю чистой стороной карточку и набрасываю основную мысль и несколько пунктов разъяснения. Затем я намечаю примеры и факты — на это обычно хватает 20 слов. Всякая неопределенность и многословность на том и испарится.
2. Первым делом — ключевая мысльКогда я работал в консалтинге, нас учили одному из основных правил коммуникации: ключевую мысль — на первое место. Любая презентация должна начинаться с четко сформулированного тезиса, чтобы слушатели могли уловить и понять все дальнейшее. Я сосчитать не сумею, сколько раз я наблюдал, как на деловой презентации речь тянется и тянется, а слушатели до самого конца недоумевают, в чем ее суть. Деловая речь подается не по законам анекдота: тут соль должна быть не в последней фразе, а в первой.
3. Побольше внимания к аудиторииДве-три фразы — и слушатели будут польщены, и речь даже по старым заготовкам обновится. Упомяните во введении город, где выступаете. Свяжите один из примеров с компанией, перед которой вы выступаете. Назовите кого-то по имени, обратитесь с одним из примеров к нему. Это небольшие жесты внимания, но благодаря им ваша речь покажется более существенной именно для этой аудитории.
4. Запоминайте, ЧТО вы скажете, а не КАКВам ведь доводилось мысленно репетировать речь, а затем вы вдруг забывали какую-то фразу или вовсе застревали на середине? В наших дебатах нам приходилось порой заучивать 5—10 цитат, 3—4 примера с именами и названиями городов, 3—4 статистических примера. Собрать и запомнить столько информации за полчаса — непростое дело. И вот секрет: мы запоминали ключевые примеры и статистику, а не репетировали подачу. Если потратить время на идеальные формулировки, вы запутаетесь в своих пышных фразах и упустите детали, которые как раз и придают речи жизненность. Или того хуже: будете нудно зачитывать со слайдов PowerPoint или по бумажке, вместо того чтобы свободно общаться с аудиторией. Главное — знать суть дела, слова придут сами собой.
5. И покорочеПомните знаменитые слова Паскаля: «Я написал длинное письмо, потому что не хватило времени его сократить». Хотя кажется, будто импровизатору труднее всего за короткое время подготовить длинную речь, на самом деле труднее всего сделать эту речь короткой. Второпях люди неправильно рассчитывают время, включают в свой рассказ слишком много пунктов и примеров, не укладываются в отведенное время — и сообщение выходит размазанным. Никто так не оценит ваше умение экономить слова, как слушатели, так что всегда старайтесь сказать как можно меньше.
Импровизатору нужно упорно практиковаться. И многое нужно принять в расчет в те минуты, когда готовится выступление. Но перечисленные выше правила помогут вам избежать чересчур сильного стресса при подготовке и более внятно донести свою мысль.
По материалам
HBR