Личная эффективность вошла в моду около 10 лет назад, и пожалуй, больше никогда из моды не выйдет. Так происходит, потому что жизнь коротка, и за эти 50-70 лет нам хочется многое успеть.
Один из путей к личной эффективности —
правильное управление временем, умение планировать, делегировать и быть правильным человеком на правильном месте.
Тайм-драйв — система планирования времени для занятых, созданная Глебом Архангельским, известным российским экспертом в области тайм-менеджмента. Вот ключевые принципы этой системы.
Стратегическое планированиеЭтот принцип отвечает на вопрос «Как вообще заставить себя планировать». Перефразируя небезызвестного Артемия Лебедева — «Да никак!». Архангельский предлагает поднять голову выше рутины и текучки, и посмотреть дальше. Ради чего вы работаете? Ради чего родили ребенка?
Какие у вас долгосрочные цели и что вы сделали сегодня ради достижения хотя бы одной из них?
Четкое разделение труда и отдыхаЭтот принцип предлагает взять под контроль психологические и физические аспекты труда и отдыха. Не можете работать — значит, плохо отдохнули. Архангельский настаивает на качественном сне и отдыхе, говорит о том, как важно отвлекаться от работы, выходить на обеденный перерыв и даже организовывать себе дневной сон.
Долгосрочное планированиеЭтот принцип касается первого пункта. Большая глобальная цель делится на более мелкие, исполнимые, с конкретными показателями успешности и сроками выполнения.
ХронометражЭто не принцип, а рекомендация, предлагающая оценить, сколько времени вы реально тратите на всякие события, и довольны ли вы сложившейся картиной распределения времени. В хронометраже важно быть честным, не приукрашать полученный результат.
КайросыСитуативные задачи. Многие ненавидят специально ехать в другой район по делу, если они и так бывают в этом районе в связи с регулярными задачами. И этот принцип очень правильный. По дороге на работу зайдите в химчистку, а когда будете в отделе финансов , отдайте В. эти акты. Важно только организовать удобный способ не забывать кайросы в потоке дел.
Управление вниманиемЧеловек может держать во внимании не более 5 вещей одновременно. И еще 10 вещей могут находиться на периферии. По этому принципу должно быть организовано все:
рабочий стол, компьютер, ежедневник. Уберите из поля зрения вещи, о которых вы не должны думать во время выполнения текущих задач, и дела пойдут лучше. Порядок во всем также здорово экономит время на поиски нужной информации.
Фиксация на бумагеВаша память — плохой товарищ. Вы помните то, что вам нравится, забывая все остальное. Потому планирование обязательно должно быть на бумаге, или в компьютере. Своевременные напоминания и записанные сроки позволят вам меньше забывать.
Слоны и лягушкиВизитная карточка тайм-менеджмента по Архангельскому. Лягушки — это мелкие неприятные дела, которые нужно делать, но они все время откладываются. Лягушек предполагается есть по одной в день, и вознаграждать себя за это чем-то приятным и любимым, как-то наблюдение закатов, чтение книг или любование природой.
Слоны — сложные и объемные задачи, к которым нелегко подступиться. Слона предлагается разделить на отдельные кусочки, и есть понемногу, порционно.
Легитимизация лениВинить себя за лень легко, гораздо легче, чем перестать лениться. Но Архангельский предлагает не бороться с ленью, а сделать ее продуктивной. Во время безделья на самом деле бездельничать, а не развлекаться чтением книг и Интернета, музыкой или готовкой. Перед периодом лени рекомендуется загрузить в мозг информацию по теме того, что нужно придумать, довести до ума или сформулировать. Расслабленный и свободный мозг, не отвлеченный на мелкие, но приятные дела, начнет думать в правильном направлении, и вы получите нужный вам результат.
Эта система управления временем не является универсальной, но многие отдельные инструменты могут улучшить вашу повседневную жизнь и сделать вас более собранным человеком.
По материалам
Hotwork