Чем серьезнее компания и чем выше должность, на которую вы претендуете, тем сложнее собеседование: не только в плане ответов на вопросы, но и в решение кейсов и тестовых заданий. С кандидатом проводят беседу менеджеры по персоналу, нанимающие менеджеры и непосредственные руководители функционала. Подобная практика нередка в российских компаниях, таких как Альфа-банк, KPMG, PwC и другие. Для чего кандидатам дают подобные задания и что именно проверяют? Как подготовиться и суметь решить любые кейсы и тесты? Разбираемся ниже.
Стоит отметить, что такая стандартная составляющая собеседования в современных условиях всё ещё вызывает неприятие со стороны кандидатов и рождает вопросы: «Я что, на экзамене, чтобы меня как школьника проверяли?», «Сейчас сделаю им презентацию, они мне откажут, а потом воспользуются идеей» и т.д. Безусловно, следует различать тестовое задание и ошибочное задание, которое может дать вам работодатель, и которое, на самом деле, будет являться отдельной консалтинговой услугой – перед выполнением подобных заданий следует подумать, стоит ли оно усилий?
Для чего же проводят подобные тесты?В первую очередь данные кейсы выполняют свою основную функцию: показывают профессиональные навыки кандидата в реальных условиях и на реальных примерах. Например, на престижную позицию может быть предложено представить презентацию первых шагов на должности с учетом положения дел, детальным анализом инструментов воздействия на эффективность работы и др. Это покажет системность мышления,
умение выстраивать стратегию и в целом знание области и рынка.
Также, тестовые задания и кейсы выявляют компетенции, которые трудно оценить во время интервью. Это важный и эффективный момент для специфических вакансий, когда нужен неординарный специалист из другого сегмента рынка или профессиональной области. Соответственно позиции составляются и сами тестовые задания.
Кроме того, что не менее важно, готовность выполнить тестовое задание, которое займет определенное время и приложение усилий, говорит об уровне мотивации кандидата и серьезности намерений по отношению к позиции. Это особенно важно в условиях хантинга, когда профессионал, «звезда», из другой компании приходит на собеседование «просто познакомиться». Такому кандидату, в первую очередь, для себя следует решить, насколько ему интересна позиция и насколько она важна.
Важно:- Убедитесь, что вы правильно поняли суть тестового задания.
- Уточните время, отведенное на выполнение задания.
- В случае смещения сроков выполнения с вашей стороны, заранее предупредите менеджера по подбору.
- Проверяйте несколько раз такие мелочи, как орфографические ошибки, опечатки и др.
- Не бойтесь подойти к заданию творчески и нестандартно (но это, конечно, относится не ко всем позициям и профессиям).
Какие бывают бизнес-кейсы?Бизнес-кейс направлен на выявление способности вникнуть в предложенную проблему и найти эффективный и нестандартный способ решения. К подобной составляющей интервью следует подготовиться заранее, причем не за 2-3 дня, а за два-три месяца (в зависимости от позиции и сферы период варьируется). Вам понадобится время для изучения теории, прочтения необходимых книг, практики прохождения интервью на позиции «послабее» для тренировки. Кейсы делятся на 4 типа.
1. Problem Solving Test (PST) – онлайн-тесты с вариантами ответов на восприятие больших объемов информации и на способность быстро и уверенно принимать решения. Это может быть, например, задание на расчёт. Примеры подобных тестов часто можно найти на сайте компании.
2. Brainteaser - задание на нестандартный расчет. Например, классическое «Сколько шариков для пинг-понга влезет в Boeing 787?» Здесь не столько важна точность расчета, сколько скорость принятия решения, креативность подхода и логика рассуждений. Причем рассуждать следует вслух, чтобы менеджер по персоналу смог вас оценить. Перед подобным интервью полезно порешать брейнтизеры – многие из них, разной степени сложности, находятся в свободном доступе в интернете. На собеседовании придется быстро соображать, причем без калькулятора, поэтому следует потренировать и навык устного счёта.
3. Индивидуальный кейс – один из самых сложных видов тестовых заданий. Здесь мало просто презентовать свои аналитические навыки, умение быстро считать в уме и хорошо знать отрасль. В лучшем случае вам предоставят полное описание проблемы и предоставят провести
ситуационный анализ. Может быть и так, что вам просто обозначат проблему, и вам, в первую очередь, с помощью правильных вопросов нужно будет создать общую картину и только потом решать проблему. Время, естественно, ограничено. Подавляющее большинство подобных кейсов связаны непосредственно с областью деятельности компании, но бывает и так, что рекрутер дает проблему отвлеченного характера, которая требует не меньшей компетентности в решении. Подготовиться к подобным кейсам можно опять же лишь на примерах на сайтах компаний и в свободном доступе в интернете.
4. Командный кейс – подобные интервью проводят в ассессмент-центрах, и вам следует быть готовым решать задачу совместно с совершенно незнакомыми людьми. Данный кейс оценивает способность работать в команде, умение придти к общему решению, поддержать мнение или отстоять свою позицию. Важно учесть, что компании заинтересованы в разных типажах работников – это может быть как командный игрок, так и человек с задатками лидерами, креативными мыслями, способный заразить других и повести за собой. Для тренировки полезно походить в разные компании и порешать кейсы с разными людьми в ассессмент-центрах. Кроме того, различные профессиональные объединения и сами компании проводят конкурсы на решение как командных, так и индивидуальных кейсов, и часто по результатам конкурса участники получают предложение о работе.
Прохождение интервью с тестовыми заданиями и решением кейсов в любом случае является интересным и полезным опытом, даже в случае если вы не серьезно настроены на получении вакансии. А знание теории, профессиональной литературы и рынка никогда не будут лишними в плане карьеры.
По материалам Rabota