Работу, связанную с новыми технологиями, бывает сложно объяснить старшему поколению. Профессиональная социальная сеть LinkedIn опросила родителей и сформировала топ самых непонятных для них специальностей. Оказалось, что 93–97 % опрошенных не понимают, чем именно зарабатывают на жизнь дизайнер пользовательских интерфейсов, специалист по анализу данных, актуарий, SMM-менеджер и PR-менеджер. Мы попросили представителей этих специальностей объяснить простым языком, в чем заключается их работа.
Александр Ганин, дизайнер Lingualeo: «Сложно объяснить про UI-дизайн (англ. User Interface — пользовательский
интерфейс. — М.К.) людям, которые слабо могут представить, что такое интернет. Но есть прогресс в этом вопросе. Например, сестра поставила маме на телефон приложение "ВКонтакте". И тогда я смог маме наконец рассказать о том, что создаю. Говорю: "Вот ты же пользуешься программой, и она удобная?" — "Да", — говорит она. — "Так вот, я делаю такие же программы, только для другой компании". Ее мир не будет таким, как прежде.
Стало ясно, наконец, чем занимался ее сын 16 лет. (Смеется.)
Все вещи, которые мы видим вокруг нас, сделаны дизайнерами. Дизайнеров много разных: [например] промдизайнер или дизайнер одежды. А я делаю те вещи, которые мы видим на экранах компьютера и телефонов. Бабушке я просто говорю, что я программист, ее этот ответ устраивает. У меня два образования программиста, так что я не обманываю. (Смеется.) А своим подругам она говорит просто, что внук занимается компьютерами. Друзьям, далеким от технологий, — а в городе металлургов, Череповце, такое бывает, — я просто говорю, что рисую картинки на компьютере. Могу нарисовать линию и целый день просидеть, думая, какого она должна быть цвета».
Евгения Шелухина, аналитик в отделе сопровождения программных продуктов Parallels: «Каждый, кто узнает, что я работаю аналитиком, спрашивает меня: "А чем занимаются аналитики?". Приходится объяснять, что даже в одной Parallels в рамках разных отделов, например в ИТ-департаменте или маркетинге, работают такие специалисты по анализу данных, что сфера их интересов похожа, отличается только реализация.
Смысл у всех примерно один и тот же — изучить цифры и объяснить другим их значение, то есть перевести их с языка чисел на человеческий.
(О сути своей работы.) Я подаю численные показатели в удобной для восприятия форме: в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д. Помогаю руководителю увидеть полную картину работы отдела, обратить внимание на важные детали, выявить закономерности, найти и обосновать связи между различными показателями. Допустим, мы видим, что количество обращений в техническую поддержку стремительно растет. Здесь нужно вспомнить, например, что недавно вышел новый продукт — и это нормально, просто люди ринулись покупать и устанавливать новую версию, в связи с чем им чаще требуется помощь специалистов. По опыту прошлых лет можно увидеть, что это явление наблюдается после каждого релиза, оно не вечно и скоро все показатели придут в норму.
Другой пример. Мы заметили, что
запросы обрабатываются долго. Посмотрели детально и увидели, что узким местом являются сложные проблемы, требующие внимания разработчиков. Выяснили, что это из-за нехватки человеческих ресурсов — разработчики физически не успевают обрабатывать все запросы. Тогда было решено отправить к ним на помощь нашего специалиста из технической поддержки. Что, естественно, помогло, и обращения стали обрабатываться в обычные сроки».
Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner: «Довольно часто PR путают с рекламой, причем даже в журналистской среде, особенно в регионах. У агентства PR Partner есть франчайзи в южном регионе (Краснодар), и моим региональным коллегам особенно часто приходится объяснять разницу. Чтобы не пугать заумными объяснениями далеких родственников или знакомых, я говорю, что PR подразумевает бесплатные выходы в СМИ, как правило, в виде статей, комментариев, интервью, видеоинтервью, тогда как реклама — это размещение материала (визуального или текстового, не важно) за деньги. И привожу также примеры работы: организация выступления спикера на профессиональной конференции или в прямом эфире.
(О сути своей работы.) Забота о хорошем мнении о компании или человеке».
Николай Горбачев, директор департамента актуарных расчетов, главный актуарий страховой компании «Ингосстрах»: «В подавляющем большинстве случаев люди, не связанные с профессиональной страховой деятельностью, не знают, кто такие актуарии и в чем заключается их работа. Основная задача актуариев — оценка обязательств страховой компании на основе статистического анализа. Прежде всего, эта работа проводится в целях резервирования средств, т.е. максимально точной оценки того резерва денег, который компания должна иметь для того, чтобы покрыть будущие убытки.
Недооценка средств для резерва может привести к банкротству компании, поэтому задача очень важная.
Еще одна цель оценки обязательств — поддержка тарификации и разработка продуктов. В рамках этого направления актуарии тесно работают с андеррайтерами, которые собственно и разрабатывают страховые продукты. Поддержка тарификации для андеррайтинга может, например, заключаться в расчете вилки цен, в рамках которой компания может себе позволить принять риск. За андеррайтерами остается назначение финальной стоимости продукта на основе дополнительных данных, а также определение тех клиентских сегментов, с которыми компания готова работать по данному риску, т.е. готова продавать данный продукт».
Егор Жохов, управляющий партнер SMM-агентства Put In: «Мне довольно часто приходится рассказывать о сути своей работы. Я нормально отношусь к тому, что люди, которые далеки от IT-индустрии, не понимают, о чем идет речь. Обычно в таком случае я говорю, что занимаюсь рекламой, так становится понятнее. Очевидно, что это так себе описывает мою деятельность, но хотя бы снимает какую-то завесу неопределенности. Для тех, кто более продвинут, я говорю, что занимаюсь маркетингом. В общем, называю более общую сферу.
(О сути своей работы.) Мы помогаем бизнесу получать клиентов из социальных сетей».