Если вы хотите чему-то по-настоящему научиться, вам нужно два вида знания:
- Знание вашей темы — математики, истории, программирования и т.д.
- Понимание, как устроен процесс познания.
Плохие новости: наша система образования сосредоточена лишь на первом. «Родители и учителя хорошо внедряют нам знание первого типа, — замечает психолог Энни Мерфи Пол. — Нам легко говорить о конкретной информации — именах, датах, цифрах, фактах. Но мы довольно-таки слабо учим людей учиться».
Исследования образования показывают, что неуспешным ученикам не хватает понимания продуктивных когнитивных стратегий. Как пишет Пол, это показывает, что многие ученики плохо учатся не потому, что недостаточно талантливы, а потому, что просто не понимают, как устроено обучение.
Психологи Вашингтонского университета Генри Редигер и Марк Макдэниел, авторы книги Make It Stick: The Science Of Successful Learning, говорят, что процесс преподавания и обучения — это смесь теории, легенд и интуиции. Давайте разберемся с этими легендами и посмотрим на стратегии, которые реально работают.
1. Заставляйте себя вспоминатьНаименее приятная составляющая
эффективного обучения заключается в том, что это трудно. Редигер и Макдэниел говорят, что когда учиться трудно, мы учимся лучше всего. Так же и с физическими занятиями: нагрузка на пределе делает вас сильнее всего.
Как воспользоваться этим правилом? Заставляйте себя вспоминать факты. В этом хорошо помогают карточки с вопросами-ответами, они заставляют нас выдавать ответ.
2. Легкость обманчиваКогда вы читаете что-то, и вам кажется, что все легко и очевидно, эта легкость грозит неприятностями. Например, вы оказались в аэропорту и пытаетесь запомнить, к какому выходу вам нужно идти. На мониторе значится B44. Вы думаете: а, B44, это легко! И двигаетесь дальше, на ходу смотрите в телефон — и мгновенно забываете, куда именно вы идете.
Какова альтернатива? Прочитайте номер выхода. Отвернитесь от монитора и спросите себя: «Какой номер?» Если вы в состоянии вспомнить, что это B44, тогда все в порядке.
3. Соединяйте новое со старым«Чем лучше вы можете объяснить, как ваши новые знания соотносятся с прежними, — пишут авторы Make It Stick, — тем прочнее вы осваиваете новый материал, и тем больше у вас возникнет ассоциаций, которые помогут вспомнить этот материал в будущем».
Когда вы вплетаете новые нити в уже имеющееся знание, вы уточняете его. Отличный прием — это придумывать примеры из реальной жизни для любого нового принципа, который вам встречается. Если вы изучаете тему неточной рифмы, прочтите стихотворения, в которых она встречается. Если вы только что прочитали о механизме передачи тепла, вообразите, как чашка горячего кофе передает тепло вашим рукам в холодный зимний день.
4. РефлексируйтеПолезно оглядываться назад. Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что работники, которых посадили работать в
колл-центр, были эффективнее на 23%, если в конце рабочего дня хотя бы 15 минут обдумывали свою работу за день.
«Когда у людей есть возможность поразмыслить, порефлексировать, их эффективность вырастает, — говорит профессор Гарварда Франческа Джино. — Они чувствуют себя более уверенными в том, что могут добиться результата. И в итоге они вкладывают больше усилий в то, что делают, и в освоение новых знаний».
Если вам кажется, что рефлексирование лишь приводит к тому, что вы работаете меньше, вы не правы: оно помогает добиваться большего, а также сопутствует более прочному ощущению счастья.
По материалам Идеономика