В современных российских компаниях отношение к обучению сотрудников очень разное и зависит это от многих факторов: специфики бизнеса, позиции руководства, бюджетных возможностей.В вопросах развития и обучения персонала есть и либералы, и консерваторы. Взгляды руководителей порой настолько разные, что их можно считать полярными. Одни считают обучение персонала важным компонентом развития компании, другие – напрасной тратой денег, встречаются даже такие, кто видит в этом угрозу для бизнеса. Как же действовать сотруднику, который хочет организовать обучение себе или своему подразделению за счет компании?
Счастливый случайВ некоторых компаниях обучение персонала является неотъемлемой частью бизнес-процессов, идеями развития и самосовершенствования «пропитана» корпоративная атмосфера. В таких компаниях, как правило, у каждого сотрудника есть индивидуальный план развития: какие навыки надо освоить или улучшить, какие книги прочитать, на каких семинарах и тренингах поучиться, какие отраслевые конференции и выставки посетить. А у руководителей отдела один из пунктов KPI – это организация личностного и профессионального развития подчиненных, и за выполнение этого пункта руководитель получает квартальный бонус.
Если вам посчастливилось работать в одной из таких компаний, цените это, и пользуйтесь предоставленными возможностями:
- Выбирайте интересные курсы и престижные учебные заведения, относитесь к этому серьезно и, по возможности, избегайте формального подхода: положено пройти обучение по управлению проектами, я прошел, о чем говорили – не помню, так как почти все время отвлекался на рабочие вопросы.
- В процессе обучения внимательно изучайте теоретические материалы, анализируйте кейсы, старайтесь максимально быстро проверять практикой все полученные знания. Это позволит оценить эффективность обучения и скорректировать план дальнейших действий.
- Старайтесь сохранять все дипломы и сертификаты, по возможности, берите рекомендательные письма у тренеров и преподавателей. Это может пригодиться вам в будущем при смене работы и дальнейшем развитии карьеры. С точки зрения рекрутеров, раздел «Образование» один из самых важных в резюме.
Как "пробить" учебу?На противоположном «полюсе» находятся работодатели, чья точка зрения диаметрально противоположна: «Не надо никого учить, надо нанимать обученных и опытных специалистов и платить достойную зарплату. Если компания вынуждена тратить деньги на обучение сотрудников, значит, в ней неправильно сформирована структура, не распределен функционал и путаница в бизнес-процессах». Вполне жизненная и имеющая право на существование управленческая позиция. И если вы работаете в компании, где руководитель мыслит таким образом, то обучение для себя или своих подчиненных вам придется «пробивать». План ваших действий следующий:
Для начала составьте план действий, разработайте тактику, сформулируйте убедительные аргументы. Чем лучше вы подготовитесь к разговору с боссом, тем больше у вас шансов добиться результата. Главное, понять причину негативного отношения руководителя к обучению и строить «линию убеждения» исходя из этого. Например, если ваш босс считает, что тренинги малоэффективны и не имеют никакой практический пользы, объясните ему, что обучение менеджерам по продажам основам финансового планирования и учета улучшит взаимодействие между коммерческим отделом и бухгалтерией и позволит одним сотрудникам более грамотно оформлять первичные документы, а другим вовремя сдавать отчетность.
Если ваш руководитель считает, что тренинги и семинары – удовольствие «дорогое», то в качестве аргумента подойдет предложение о «монетизации» результатов. Например, если ваш менеджер по рекламе пройдет обучение по интернет-продвижению, то он уже сможет самостоятельно организовывать рекламные кампании и не привлекать сторонние организации.
Если вы понимаете «настрой» своего руководства, разработали соответствующую тактику убеждения, подготовили аргументы, то следующее, что вам нужно сделать, это успешно провести переговоры. Постарайтесь «продать» идею обучения так же, как продаются все остальные услуги или продукты, то есть по схеме: потребность-выгода-сделка.
А после процесса обучения, не забудьте представить боссу доказательства результативности обучения: сокращение издержек, улучшение коммуникаций, привлечение новых клиентов и т.д. Это поможет вам в продвижении ваших следующих проектов.
По материалам Pro Rabota