20 млн слушателей, обучающихся на онлайн-курсах, и больше $300 млн, инвестированных в интернет-образование – значит ли это, что новый формат обучения со временем полностью заменит традиционные методы получения знаний?
Многие высшие учебные заведения стали внимательно присматриваться к онлайн-образованию, а некоторые начали активно выходить на данный рынок со своими учебными программами. Наблюдается начало серьезной трансформации рынка обучения, и те организации, которые упустят данный
тренд, рискуют потерять свою долю на рынке.
Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии затяжного старта, ведь первые проекты появились еще в 1990-е годы, а серьезный рост рынка начался только в 2012 году, когда начали появляться крупнейшие образовательные площадки.
Многие учебные заведения сначала со скепсисом относились к форматам интернет-обучения, ведь большинство преподавателей изначально работали в офлайне, однако массовое распространение мобильных устройств с доступом в интернет и последующая трансформация учебных процессов заставили многих из них изменить свои технологии обучения, внедряя новые формы образования в свои учебные программы.
Учитывая размеры нашей страны, онлайн-обучение стало особенно востребовано в регионах, ведь стоимость командировки к месту обучения часто сопоставима со стоимостью самого обучения. Еще одним фактором, который поддержал развитие интернет-образования, стал свободный график занятий, ведь очень часто изменение рабочих планов слушателя в течение дня делало невозможным посещение вечерних занятий, а в Сети можно учиться в любое время суток. Ну, и ключевым фактором, который сделал онлайн-образование интересным для вузов, стало снижение затрат на преподавательский состав и аудиторный фонд, ведь раз создав учебный курс в интернете, можно впоследствии серьезно минимизировать затраты и предложить клиенту минимальную цену, сделав обучение более доступным.
В настоящее время слушателей топ-10 мировых ресурсов в области
онлайн-образования – около 20 млн чел., что является огромной аудиторией. При этом, по информации Ambient Insight Research, совокупные
инвестиции в эти ресурсы превысили $300 млн, а общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000-2013 годах составил $8,5 млрд. Такой объем инвестиций говорит о начале серьезной трансформации международного рынка образования и появлении на нем новых игроков, которые смогут серьезно преобразовать рынок как на международном, так и на региональном уровне.
Согласно существующим оценкам аналитиков, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается более чем в $40 млрд. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит $50 млрд. Такой бурный рост на фоне стагнации остальной экономики привел к активному интересу IT-компаний и части преподавательского состава, настроенной на
инновации, к новому обучению. Фактически сейчас наблюдается массовая миграция курсов из офлайна в онлайн. В России появилось множество проектов, связанных с переводом учебных курсов в онлайн-режим. Центры онлайн-образования открываются как при вузах, так и внутри IT-компаний, создавших системы, поддерживающие процесс онлайн-образования.
В последний год началась явная трансформация рынка обучения, в рамках которой повысится конкуренция обучающих программ между собой и увеличится объем слушателей у тех организаций, кто станет лидерами. Все это приведет к усилению конкуренции между преподавателями за своих потенциальных слушателей. С большой вероятностью, в рамках происходящей трансформации последует жесткая специализация преподавателей по темам, в рамках каждой из тем будет три-пять лидеров, которые завладеют основным вниманием аудитории, а остальные преподаватели смогут втиснуться в сложившуюся систему, лишь предложив слушателям что-то новое в части знаний, навыков или практического опыта.
Однако массовое распространение дистанционного обучения имеет и некоторые негативные черты, например, бесплатное обучение привело к тому, что многие слушатели, зарегистрировавшись и прослушав первые дисциплины, часто бросают обучение, не доводя его до конца. Например, до получения сертификата на курсах edX доходит только 5% слушателей. Для удержания внимания слушателей длительность обучающего ролика начинает снижаться, в некоторых случаях ролик становится меньше трех минут. Еще одним фактором удержания аудитории является геймификация, в рамках которой происходит обучение той или иной дисциплине через серию игровых заданий.
С одной стороны, все эти мероприятия увеличивают число слушателей, но с другой – снижают качество обучения. Если детальнее проанализировать существующие онлайн-курсы, то среди них много курсов, которые дают достаточно поверхностные знания, и у слушателя возникает ложное ощущение, что он обучен и у него есть необходимые знания и навыки, однако на практике он столкнется с их отсутствием. Анализируя состав курсов, можно отметить, что все больше становится курсов прикладного значения, обучающих простым навыкам, и именно данный сегмент, скорее всего, полностью перейдет в онлайн. А вот обучение серьезным дисциплинам, например, медицине или ядерной физике, будет проводиться в офлайн-режиме с возможным применением онлайн-инструментария на старте.
Зачем вам нужно онлайн-образование?1. В существующей ситуации, когда на рынках труда начинается трансформация, и люди понимают необходимость повышения уровня своих профессиональных компетенций, или даже полной смене специальности, сетевое образование может сыграть решающую роль. Ведь не отрываясь от работы, можно дополнить свои компетенции, повысив свою привлекательность для работодателя, при этом сделать это при минимальных затратах в нерабочее время. Непрерывное обучение становится философией развития многих людей, и онлайн-курсы помогают сделать это в наиболее комфортном режиме.
2. Если даже человек временно остался без работы, интернет-образование, в силу своей высокой доступности, а иногда и бесплатности, может помочь ему получить специальность, которая более востребована в существующей ситуации.
3. Возможно, кто-то решит сменить специальность или открыть собственный бизнес, и тут онлайн-курсы помогут узнать такие смежные дисциплины, как
бухгалтерский учет, налогообложение и многое другое, что так необходимо предпринимателю на первых шагах.
4. В то же время онлайн-формат обучения сделал доступным получение знаний не только в части рабочих навыков, но и хобби. Существует огромное количество курсов, посвященных фотографии, рыбалке и многому другому, чем интересуются люди в свободное от работы время. При этом люди, достигшие мастерства в той или иной области, часто создают и выкладывают видеоролики с объяснением нюансов своего увлечения в открытый доступ, что позволяет им поделиться своими навыками и получить обратную связь, и главное – общение с единомышленниками.
5. В отличие от классических форм образования, для окончания онлайн-обучения необходима серьезная внутренняя мотивация. Ведь программа часто не имеет жестких временных ограничений, именно поэтому многие слушатели пока выбирают очное образование, где есть расписание занятий, четкие временные рамки. Однако цена очного обучения часто на порядок выше, чем онлайн, но имея мотивацию на получение знаний и дисциплину, можно сэкономить серьезную сумму или получить больший объем знаний за те же деньги.
Таким образом, онлайн-обучение становится неотъемлемой частью жизни большинства активных людей, думающих о собственном развитии. Это отличный инструмент, с помощью которого при минимальных затратах, а иногда и бесплатно, вы сможете не только получить новую должность или даже работу, но и сделать свою жизнь интереснее, получив те знания, которые были раньше доступны только узкому кругу лиц.
Так или иначе, но в век развития информационных технологий каждый должен хотя бы раз попробовать обучение через онлайн, ведь пробные курсы доступны и часто бесплатны.
По материалам
E-xecutive.ru